Зинаида Бакулина: «Самое сложное в нашей работе - принять решение»

18 июня на заслуженный отдых ушла главный синоптик Примгидромета Зинаида Тимофеевна Бакулина. В гидрометслужбе она проработала 42 года, из них 17 лет главным синоптиком. Ни раз ее награждали Почетными грамотами, ценными подарками и денежными премиями Росгидромета, Примгидромета, администрации города и края. В 1998 году она награждена нагрудным знаком «Почетный работник гидрометслужбы», а в 2001 году ей присвоена медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени. Сегодня мы публикуем интервью с Зинаидой Тимофеевной, в котором она рассказала о себе и о своей работе.   

- Зинаида Тимофеевна, Вы проработали в Примгидромете 42 года, с какими чувствами покидаете пост главного синоптика?

- У меня двойственные чувства: с одной стороны я проработала здесь 42 года, из которых 20 лет работала в сменах. Получается, что большую часть своей сознательной жизни провела на работе. За это время коллектив стал семьей, работа - вторым домом. С другой стороны, уже накопилась усталость и, естественно, требуется отдых. Как говорится, всему свое время.

- Как Вы стали метеорологом?

- Поступила в Дальневосточный Государственный университет на геофизический факультет, отделение метеорологии, который закончила в 1968 году. В тот период ДВГУ был самым престижным университетом, а отделения гидрологии и метеорологии этого ВУЗа - одними из самых популярных. В то время метеорология была овеяна романтикой, и самые способные школьники поступали именно сюда. На эти специальности  был конкурс 10 человек на одно место. Естественно, уровень выпускников был значительно выше, чем сейчас.

- Как пришли в Примгидромет?

- После окончания университета по распределению я попала в ДВНИГМИ. Меня в числе лучших специалистов порекомендовали в институт продвигать науку. Проработав там полгода, меня направили на практику в Примгидромет. После которой меня пригласили сюда работать.

- Расскажите о своей карьере, как Вы стали главным синоптиком?

- Первая моя должность - это инженер-синоптик в оперативно-синоптической группе, которая обслуживала китобойные флотилии. Первый мой рейс был в северную часть Тихого океана на плавбазе «Дальний Восток». Очень понравилось бороздить по всему Тихому океану, от Дальнего Востока до Америки. На следующий год я уже пошла в южное полушарие на плавбазе «Советская Россия», попасть туда было престижно. Тогда я побывала в Антарктиде, у берегов Африки, Новой Зеландии и Австралии. Было очень интересно. При этом работа была серьезная и сложная, опираясь на наши прогнозы свою работу планировали плавбаза и китобойные корабли. Потом я вышла замуж, и все на этом закончилось. Из синоптической группы перешла на постоянную основу, работала инженером, потом старшим инженером, затем старшим научным сотрудником, потом ведущим инженером и с 93 года стала работать главным синоптиком.

- Наверное, с мужем познакомились на работе?

- Да, на «Советской России», сейчас у нас двое взрослых детей, внуки.

- Выбором профессии не разочарованны?

- Не разочарована. Но дети по моим стопам не пошли. Потому что эта работа очень ответственная и довольно таки нервная. Относиться к ней нужно очень серьезно и вкладывать в нее всю душу. Далеко не каждый может работать синоптиком. Многие приходили и уходили. Нужно очень много знать, обладать великолепной памятью, логическим мышлением. Сколько я работаю, постоянно учусь. Помимо этого, я еще занимаюсь научной деятельностью. Написала несколько научных работ, планировала поступать в аспирантуру, но из-за детей не получилось.

- Можете припомнить какой-нибудь интересный случай из практики, который наглядно показал бы всю серьезность и ответственность работы синоптика?

 - Интересный случай был в 1993 году. Мы дали штормовое предупреждение на очень сильные дожди. Во Владивостоке пошел ливневой дождь, это 80 мм и более за 12 часов и менее. А это значило, что нужно было делать сброс воды из Артемовского водохранилища. И если бы предупреждение не оправдалось, а сброс сделали,  то Владивосток остался бы без воды. В такие моменты понимаешь, насколько может быть дорогой ошибка в прогнозе. Самое сложное в нашей работе - принять решение об опасных явлениях.

- Какой минус Вашей профессии?

- Минус это, наверное, то, что мы привыкли все прогнозировать. Нет спонтанных решений, поступков. Все заранее спланировано.

- Верите ли Вы, что когда-нибудь прогнозы будут оправдываться на 100%?

- Я в это не верю. Потому что это будут уже не прогнозы. Я всегда вспоминаю слова Ломоносова: «Человечеству ничего не нужно будет от Бога, если люди смогут предсказать погоду». Эти слова пророческие, на 100% прогноз никогда не оправдается.

- Как изменилась оправдываемость прогнозов за те годы, которые Вы работаете в гидрометслужбе?

- Когда я только пришла работать, техническое оснащение службы было далеко от нынешнего уровня. В ручную наносились синоптические карты, которые передавались по факсимильной связи с Хабаровска. Не было прогностических карт, не было спутников. Естественно и оправдываемость прогнозов была не высокая. По Владивостоку, например, около 80%. С каждым десятилетием оправдываемость понемногу повышалась, в 90-х она была 85%, а за последние 10 лет прыгнула сразу на 10%, и сейчас составляет 93 - 95%. Думаю, скоро оправдываемость достигнет и 98 и 99%. Но особенности Приморского края не позволят прогнозировать погоду на 100%. А вот штормовые и сейчас полностью оправдываются, мы стараемся всегда предупредить о них заблаговременно.

- Зинаида Тимофеевна, без техники и современного оборудования сможете спрогнозировать погоду?

- На текущие три часа смогу, но не больше. Без техники сделать точный прогноз не возможно.

- Если прогноз не оправдается, синоптиков будете ругать?

- Нет, не буду. Потому что бывают процессы, которые предсказать очень сложно. И я это прекрасно знаю.   

- Что пожелаете службе?

- Службе пожелаю правильных прогнозов, оправдавшихся на 100%!

- Спасибо!

 

Пресс-служба Примгидромета