Загрязнение акватории залива Петра Великого растет очень быстрыми темпами

С шестидесятых годов прошлого века Центр мониторинга загрязнения окружающей среды (ЦМС) и сеть гидрометеорологических станций Приморского УГМС ведут наблюдения за химическим и радиоактивным загрязнением воздуха, атмосферных осадков, почв, поверхностных вод суши, морских вод и донных отложений на территории Приморского края. В числе объектов наблюдений и акватория залива Петра Великого. Об экологическом состоянии прибрежных вод Владивостока рассказала начальник ЦМС Галина Семыкина.

- Галина Ивановна, может ли экосистема в прибрежных водах самоочиститься?

- Конечно, морская среда обладает очень мощными способностями к самоочищению и устойчивостью к загрязнению. Никакая другая среда не имеет таких возможностей. Долгое время нельзя было говорить, что в прибрежных водах вокруг Владивостока происходит катастрофа, поскольку все время происходило самоочищение экологической системы и она как-то справлялось с антропогенным прессом. Но в последние десятилетия этот процесс стал давать сбои и сейчас наблюдается очевидная деградация экологической системы.

Постоянно растет химическое загрязнение. Но особенно опасно, что изменяется биологическая система: и зоопланктон, и фитопланктон, и более сложные организмы: рыбы, моллюски. Организмы мутируют, меняется их видовой состав. А мы, покупая на рынке рыбу и морепродукты, потом потребляем то, что они накопили в себе.

- Корюшку, выловленную на Русском острове, можно есть?

- Всегда считалось, что в районе этого острова вода более чистая по сравнению с другими акваториями. Но в прошлом году в сентябре в заливе Петра Великого обнаружилась массовая гибель корюшки. Совместными усилиями нашей лаборатории, Приморрыбвода и других ведомств был организован отбор проб в акватории. И во многих бухтах Русского острова были обнаружены пестициды. Как они туда попали? Неизвестно. То ли их смыло, то ли выкинул кто-то. Может быть, это как-то связано с началом земляных работ по строительству объектов к саммиту.

- А как вы относитесь к идее создания технопарка марикультуры в южной части Русского?

- В принципе это возможно, но при нашей бесхозяйственности мы можем неожиданно получить проблему. Та же история, что с пестицидами, была в прошлом году и с кадмием. В некоторых местах в акватории в определенные периоды обнаруживался кадмий в чрезвычайно высоких концентрациях. Откуда взялся - неизвестно. Может, кто-то аккумуляторы в море сбросил или на затонувших плавсредствах что-то такое было.

- Что, по-вашему, более всего вредит экологии прибрежных вод?

- Колоссально вредят канализационные стоки Владивостока. Это одна из первых бед. Такой большой город без очистных сооружений - это нонсенс. Стоки сбрасываются разными методами. Есть подводные выпуски, которые выводят канализацию за сотни метров от берега. В других случаях канализационные стоки открыто сбрасывается в городские речки. Конечно, попав в море, они частично перерабатывается планктоном. Но у нас такое количество стоков, что морские микроорганизмы просто не справляются.

Еще проблема - ливневые стоки. У нас город загрязнен всяким мусором, пластиковыми бутылками, которые в природных условиях разлагаются многие десятилетия. Асфальт на дорогах загрязнен частицами шин, нефтепродуктами. Все это дождем смывается в ливнестоки, откуда попадает в море. В Уссурийском заливе проблемы - золоотвалы ТЭЦ и свалка на Горностае. В результате по всей акватории у нас очень загрязнены донные отложения - тяжелыми металлами, нефтепродуктами, фенолами и прочим.

- Перед саммитом АТЭС все-таки приступили к строительству очистных сооружений. В какой срок система сможет самоочистится?

- Вряд ли кто-то рискнет назвать срок. Безусловно, очистные помогут. Хотя я не думаю, что для Владивостока оптимальный вариант - это те гигантские сооружения, которые начали строить. Сейчас в мире чаще практикуется множество небольших локальных сооружений - их проще обслуживать. А те, которые строятся у нас, сами по себе представляют экологическую угрозу. Представьте: огромные массы сточных вод, которые будут подводить со всего города... В любом случае одно могу сказать наверняка: к 2012 году у нас чистого моря не будет. Разве что с поверхности воды нефтяную пленку можно будет снять да мусор собрать.

- Что еще влияет на экологию прибрежных вод?

- В последние два-три года очень быстрыми темпами растет загрязнение нефтепродуктами. А источник загрязнения - все плавсредства в акватории, предприятия на берегу и ливневой сток с территории города.

- Можно ли что-то сделать с этим?

- Наша служба не имеет полномочий для этого. А контролирующие организации постоянно перестраиваются и реформируются. Проблема еще в том, что акватория относится к федеральной собственности, и край даже не может выделить деньги на природоохранные мероприятия.

- Но с нас же собирают экологические сборы.

- Экологические сборы с предприятий, а это очень значительные деньги, поступают в бюджет края, но кто знает, на какие конкретно цели они расходуются?

- Купаться в Амурском заливе можно?

- Не рекомендую. Разве что на островах Попова или Русском.

- Однако врачи каждый сезон разрешают купаться на Санаторной.

- Врачи исходят из бактериологических показателей: исследуют воду на содержание вибрионов бактерий. Но ведь это далеко не все угрозы. Если человек заразится инфекционным заболеванием, это выясняется очень быстро. Что же касается загрязняющих веществ, то они могут аукнуться и спустя длительное время. Они не менее опасны.

- Что нужно сделать властям, чтобы предотвратить загрязнение?

- Поставить локальные очистные сооружения на ливнестоках, доделать хотя бы те очистные сооружения для канализации, которые начаты. А лучше бы их не строить, а построить по районам локальные. Кроме того, выделить для очистки акватории суда-мусоросборщики и сборщики нефтепродуктов. И активно применять систему штрафов в отношении нарушителей. Штрафы для предприятий. Штрафы для морских судов. Штрафы для граждан.

- Те мосты, которые сейчас строятся к саммиту, повлияют на экологию залива?

- Мост на Русский предусматривает две идущие навстречу друг другу насыпи - с острова и с материка. В результате пролив сузится. На отсыпках будет осаждаться загрязнение, по-видимому, изменится конфигурация морских течений в том районе. Как это отразится в целом на состоянии акватории, пока трудно сказать. Что касается моста через бухту Золотой Рог, то там технология не предусматривает внедрения мостовых сооружений в бухту, так что, скорее всего, не скажется.

 

По данным мониторинга ЦМС, за 2008 г. вся акватория бухт Золотой Рог и Диомид была покрыта нефтяной пленкой интенсивностью 1-2 балла и бытовым мусором. Появление нефтяной пленки отмечалось в проливе Босфор Восточный, Уссурийском и Амурском заливах. Доля покрытия нефтяной пленкой колебалась в пределах 41-100%. Превышение нормативов ПДК (предельно допустимой концентрации) наблюдалось в 100% отобранных проб. Превышение уровня 10 ПДК наблюдалось в четверти отобранных проб Золотого Рога и Диомида. 

В донных отложениях среднегодовые концентрации нефтяных углеводородов превысили допустимый уровень в бухте Золотой Рог в 98 раз (максимально - в 639 раз в районе причала пассажирских перевозок), в Амурском заливе - в 27 раз (максимально - в 106 раз в районе Второй Речки), в Уссурийском заливе - в 3 раза (максимально - в 30 раз).

Уровень ПДК в различных местах акватории превышен по загрязнению фенолами, нитритами, фосфатами. По сравнению с 2007 г. на всех акваториях наблюдалось увеличение численности сапрофитных гетеротрофных бактерий, нефтеокисляющих бактерий, фенолокисляющих бактерий.

По результатам комплексной оценки в 2008 г. ухудшилось качество вод бухт Золотой Рог, пролива Босфор Восточный, Амурского и Уссурийского заливов. Класс качества вод Уссурийского залива изменился с "умеренно загрязненные" на "загрязненные", Амурского залива и пролива Босфор Восточный - с "загрязненные" на "грязные", бухты Золотой Рог с "грязные" на "очень грязные". Воды бухты Диомид по-прежнему относятся к классу "грязные".

 

Андрей Дементьев,

Деловой еженедельник "Конкурент"