Синоптики согласны с отменой перехода на зимнее время. Глава Гидрометцентра России Роман Вильфанд рассказал об отмене перехода на зимнее время.
- Первый раз за долгие годы мы не собираемся в октябре переходить на зимнее время. Вы лично за или против такого решения?
- Обычно такой вопрос задают, напирая на «лично», имеют в виду «сова» ты или «жаворонок»? Но я же совершенно иная птица - я метеоролог. С моей точки зрения, переход с летнего времени на зимнее и обратно неудобен. Он влечет за собой весьма негативные последствия для прогностической метеорологии. Дело в том, что все метеослужбы мира осуществляют наблюдения в одно и то же время. «Синоптик» в переводе с греческого означает «способный все обозреть».
Но эта одновременность существовала далеко не всегда. Лишь в середине ХIХ века два замечательных ученых - француз Урбен Жан Жозеф Леверье и англичанин Роберт Фицрой - предложили всем национальным метеослужбам синхронизировать наблюдения, то есть проводить измерения по единому мировому времени. До этого все метеорологи проводили наблюдения в полночь и в полдень по местному времени, что казалось их современникам совершенно разумным. Но уже тогда идея глобализации, как видим, начала свое победное шествие.
- Не тот ли это Фицрой, который плавал вокруг света с Чарлзом Дарвином?
- Тот самый вице-адмирал Фицрой, капитан корабля «Бигль», выдающийся естествоиспытатель, основатель прогностической метеорологии. Именно он начал системно фиксировать такие элементы погоды, как атмосферное давление, направление ветра, температура. Леверье знаменит тем, что предсказал существование Нептуна, девятой планеты Солнечной системы. Астрономы давно заметили, что планеты отклонялись от орбит, рассчитанных по законам Кеплера. Леверье объяснил эти отклонения наличием еще одной планеты, прежде не замеченной астрономами, и указал ее место на околосолнечной орбите.
- Что предложили эти два замечательных джентльмена?
- Проводить все измерения на обитаемой части глобуса и наносить их на карты в единый момент времени. А через каждые 12 часов обновлять измерения и вновь фиксировать их на картах. То есть создать динамическую карту погоды, по которой можно с большой вероятностью предположить, какой будет погода через 12 часов. Такие прогнозы стали заметно точнее прежних. Фицрой просто прославился среди моряков умением предсказывать штормы. Все измерения метеорологи мира договорились проводить по гринвичскому времени.
Сейчас время по Гринвичу называется всемирным скоординированным временем. Понятно, что при таком порядке наблюдений любые «прыжки» во времени неудобны. Кроме того, сейчас мы все свои расчеты завершаем к восьми часам утра. При переходе на зимнее время завершали бы к девяти часам. Поверьте, получить прогноз на час раньше удобнее для всей страны. Я говорю только как метеоролог, а не как врач или экономист.
«Московские новости»