Состоялась презентация самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет»

6 декабря на аэродроме «Раменское» (г. Жуковский) состоялась презентация самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет», оснащенного оборудованием и приборами геофизического мониторинга атмосферы. Cамолет-лаборатория создана в России впервые за четверть века. В презентации приняли участие представители Правительства Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, многочисленные СМИ.

«Без качественного мониторинга невозможно решить ни одной экологической проблемы, об этом много говорилось на Съезде по охране окружающей среды, который два дня назад завершил свою работу. И вот уже на этой неделе мы получили очень качественную летающую лабораторию, позволяющую измерить столько параметров, сколько не может получать ни один космический аппарат», - пояснил значение технической новинки Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

«Создание такого уникального многоцелевого самолетного комплекса не прихоть Росгидромета, а требования, выдвигаемые самой природой нашей страны, ее огромными размерами, существованием на ее территории обширных труднодоступных районов, где также необходимо осуществлять контроль геофизической обстановки. Актуальность создания самолета-лаборатории ЯК-42Д определяется хотя бы тем обстоятельством, что только в период его постройки с 2010 по 2013 гг. в непосредственной близости от границ Российской Федерации произошли две катастрофы, природная - извержение вулкана Эйяфлайокудль в Исландии и техногенная - авария на атомной станции Фукусима в Японии, которые выявили острую необходимость выполнения оперативного контроля состояния атмосферы и поверхности.» - отметил в приветственном обращении к собравшимся Руководитель Росгидромета А.В.Фролов.

Як-42Д «Росгидромет» изготовлен ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева», входящим в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Заказчик - Государственное учреждение «Центральная аэрологическая обсерватория», входящее в состав Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Летающая лаборатория построена на базе пассажирского самолета Як-42Д, доработанного для размещения оборудования геофизического мониторинга атмосферы Земли. Самолет оборудован более чем 100 приборами и датчиками, позволяющими измерять десятки различных параметров атмосферы, в том числе, выполнять контроль газового и аэрозольного состава воздуха, измерений радиоактивных загрязнений, проводить радиолокационные исследования, измерять электрические характеристики атмосферы.

Работу над оснащением самолета вели десятки отечественных организаций, ряд институтов Российской академии наук, а также иностранные поставщики оборудования.

«Благодаря построенному ОАК и заводом им. Мясищева новому самолету-лаборатории российские ученые получат новые возможности в изучении таких глобальных вопросов, как изменение климата, техногенного воздействия человека на атмосферу. Возможностей для новых открытий в изучении атмосферы земли у отечественных ученых стало больше», - отметил исполнительный вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Александр Туляков.

Для справки:

Самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» создан на базе самолета Як-42Д (борт № 42440), изготовленным в 2002 году на Саратовском авиационном заводе. В 2011 году приобретен ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» для изготовления самолета-лаборатории. Налет самолета - менее 1500 часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов. На ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» были проведены работы по продлению ресурсаЯк-42Д, работы по монтажу рабочих мест операторов и установке на крыле пилонов для размещения обтекателей с оборудованием, стеклоблоков оптических окон на фюзеляже и воздухозаборных устройств.

Самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» предназначен для решения следующих задач:

  • геофизический мониторинг атмосферы;
• проведение научных и прикладных исследований в области физики и динамики облаков, активных воздействий на облака и туманы;
  • исследования имониторинг загрязнений атмосферы;
• исследования процессов в пограничном (на высотах до 300 метров) слое атмосферы;
  • контроль климатообразующих факторов всвободной атмосфере;
  • дистанционное зондирование подстилающей поверхности земли иокеана;
• валидация данных спутниковых измерений параметров атмосферы и подстилающей поверхности.

Росгидромет