На Международном саммите, который прошел в 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия), был предложен новый праздник - Всемирный день океанов (World Ocean Day), а в 2008 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций постановила, что начиная с 2009 праздник принят официально.
Этот праздник отмечают и специалисты отдела морских прогнозов Гидрометцентра Примгидромета. Сегодня хочется поговорить о значимости погоды для моряков и рыбаков.
Раньше моряки направляли свои корабли по тем путям, которые подсказывал им опыт многолетних плаваний. Ведь опытные капитаны хорошо знают, где попутные течения, а где встречные, где чаще всего бывают штормы, где густые туманы. Моряки нашли оптимально выгодные пути кораблей в океане. Но эти пути, называемые климатическими, длиннее кратчайших расстояний между портами. Каким же путем пересечь океан сегодня? Как избежать встречи с тайфунами и ураганами? На этот вопрос ответят морские прогнозисты. Они не только скажут, где и какая будет погода, но и укажут точные координаты пути, наиболее выгодного и безопасного для судна. Дадут рекомендации о сроках выхода из порта по погодным условиям и на всем пути будут следить за изменением погоды на несколько дней вперед по маршруту следования.
Специалисты отдела морских прогнозов круглосуточно следят за погодой на акваториях Тихого и Индийского океанов, Дальневосточных морей. Утро начинается с анализа фактической погоды и предстоящего ее изменения на ближайшие 1-7 суток во всем Дальневосточном регионе. Для подготовки прогнозов погоды и состояния моря, синоптики используют большое количество прогностического и фактического материала, поступающего с мировых центров сбора и обработки информации. Это: Россия, Корея, Япония, США, Англия, Германия. При составлении прогноза необходимо кроме изменений в приземном поле, проанализировать изменения, происходящие в атмосфере (минимум до 5 км) и на поверхности океана.
При прогнозе параметров ветра, осадков, тумана учитываются климатические особенности района, эффект орографии. В непрерывном режиме отслеживается состояние атмосферы по снимкам со спутников.
Океанские суда строятся с таким расчетом, чтобы выдержать воздействие ветра, волн, штормов. Тем не менее, судно с механическим двигателем не может сохранять скорость и курс при любых метеорологических и морских условиях. Чтобы предохранить судно от воздействия на него сильных ударов волн или сильной качки, вызываемой сильным волнением, необходимо уменьшить скорость или изменить курс, или сделать то и другое. Специалисты отдела морских прогнозов обеспечат Вас рекомендациями по выбору оптимального, экономически выгодного и безопасного маршрута плавания, прогнозами по маршруту, своевременно предупредит об опасных явлениях на всех маршрутах тихоокеанского бассейна. На основе регулярно обновляемой информации с заблаговременностью от трех до пяти суток дадут консультации о возможном развитии шторма по маршруту ледования. Такая информация поможет капитану предпринять любые меры предосторожности, которые он счел бы необходимыми, выбрать оптимальный путь, рассчитать время подхода к районам укрытия.
На переходах судов с ограниченной мореходностью и при буксировках плавучих объектов, как правило, с плохой остойчивостью, первым и основным требованием является обеспечение безопасности на переходе, сохранности судна и буксируемого объекта. Экономия ходового времени является второстепенным требованием, так как такие переходы осуществляются с малой скоростью. Перед прогнозистами стоит сложнейшая задача - с достаточно большой заблаговременность предусмотреть возможность возникновения штормовых условий на переходе, с учетом малой скорости судна и буксируемого объекта, которая не позволяет сделать быстрый маневр и смену курса, чтобы избежать попадания в штормовую зону. Другая сложность состоит в том, что плавучие объекты с ограниченной мореходностью имеют, как правило, очень жесткие ограничения по гидрометусловиям. Высокий профессиональный уровень наших прогнозистов позволяет им успешно справляться с поставленной задачей
В зависимости от района и времени года необходимы консультации о распределении, характере и движении льдов с как можно большей заблаговременностью. Незнание фактической и ожидаемой ледовой обстановки создает множество препятствий для ведения промысла и навигации. Одним из видов специализированного ледового обслуживания морских организаций является составление карт фактической ледовой обстановки. Составлению этих карт предшествует анализ и дешифрирование спутниковых снимков, использование данных о состоянии ледового массива морских прибрежных гидрометстанций. Но планировать работу нужно заранее до того, как на морях начнется образование льда. Значит, нужны прогнозы на сезон, месяц, декаду. И такие прогнозы Вам предоставят специалисты океанологи.
Мы можем обеспечить безопасность морских перевозок и использовать специализированное гидрометеорологическое сопровождение судов, предоставляемое нашим управлением. Обслуживание будет осуществляться по любому Тихоокеанскому маршруту, а так же в порты Китая, Японии, Кореи, Сингапур, в районы Индийского океана следующими средствами связи по Вашему выбору: телефон, радиоцентр, факс, электронная почта.
Материал подготовила Варвара Коридзе