Дрейфующая станция "Северный полюс-38", оборудование которой ранее было выгружено на ледовое поле в Чукотском море с борта атомного ледокола "Россия", сегодня будет официально открыта.
Церемония начнется в 09:00 мск с выступления руководителя экспедиции на "России" Артура Чилингарова и начальника СП-38 Томаша Петровского, которые произнесут речи с импровизированной трибуны, сделанной из больших саней. Затем Петровский и два самых молодых члена его команды - 27-летний повар Дмитрий Митьковец и 23-летний океанолог Андрей Балакин - под звуки российского гимна поднимут на льдине флаг России. После этого станция официально будет считаться открытой.
Россия - единственная страна арктического региона, которая с 1930-х годов регулярно организует дрейфующие станции, ведущие в Арктике комплексный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в высоких широтах. Работа предыдущей станции СП-37 была завершена раньше, чем планировалось. Льдина, где она находилась, начала дрейфовать по необычному маршруту - ее не вынесло в пролив Фрама (между Гренландией и Европой), а "забросило" к берегам Канады. Ученые ожидали, что здесь льдина сможет продержаться еще около года.
Начальник СП-38 - главный специалист отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ 53-летний Томаш Петровский - инженер-океанолог и опытный полярник. В частности, он возглавлял станцию "Северный полюс-34", работавшую с 19 сентября 2005 года по 28 мая 2006 года, дрейфовал на СП-36. В его подчинении 14 полярников - океанологи, метеорологи, аэрологи, инженеры, гидрографы.
На льдине установлены специальные сборные домики с отоплением и электричеством, в распоряжении полярников - тракторы, электростанция, баня. На дрейфующей станции будет проводиться множество научных наблюдений, касающихся атмосферы, льда и океана. В частности, будут измеряться течения, глубины, соленость воды на разной глубине. Множество метеорологических и гидрологических показателей позволяли ученым понять, какие изменения происходят за полярным кругом.
СП-38 будет еще и "полигоном", чтобы испытывать новое научное оборудование. Данные о глубинах, другие измерения будут вместе с данными специализированной экспедиции на судне "Академик Федоров" использоваться для доказательств принадлежности России арктического шельфа. В числе задач экспедиции - проверка работоспособности российской навигационной систему ГЛОНАСС в условиях высоких широт.