Решение обучающего совещания - семинара

Решение обучающего совещания - семинара

«Опыт внедрения на государственной наблюдательной сети новых технических средств в рамках проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» - задачи, проблемы и пути их решения»

(8-11 сентября 2009 г., г. Владивосток)

В соответствии с Планом важнейших научно-технических конференций, семинаров, оперативно-производственных совещаний и выставок, проводимых Росгидрометом в 2009 году, 8-11 сентября 2009 года в Примгидромете проведено Всероссийское совещание-семинар «Опыт внедрения на государственной наблюдательной сети новых технических средств в рамках проекта Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» - задачи, проблемы и пути их решения».

Цели Совещания:

- Оценка хода реализации проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» по переоснащению государственной наблюдательной сети (далее - Проект);

- Обмен между учреждениями Росгидромета опытом эксплуатации новых технических средств и технологий, поставляемых в рамках Проекта;

- Определение путей решения проблем, возникающих в организациях наблюдательной сети в ходе реализации Проекта. 

Основные задачи Совещания:

- Ознакомление с опытом использования новой техники и технологий в учреждениях Росгидромета;

- Обсуждение хода подготовки площадок для установки оборудования, организации контроля за ходом подготовки УГМС/ЦГМС к приему оборудования, выработка рекомендаций по предотвращению нарушения условий контрактов по вине ГУ УГМС/ЦГМС и обеспечению реализации контрактов в установленные сроки;

- Обсуждение проблем и предложений по обеспечению успешного внедрения нового оборудования;

- Обсуждение организации и плана поставок оборудования для модернизации наблюдательной сети, обеспечения шеф-монтажных работ, гарантийного и постгарантийного обслуживания.

- Постановка задач по работе в условиях переоснащенной государственной наблюдательной сети, в том числе по метрологическому обеспечению и подготовке кадров.

- Рассмотрение финансово-экономических   вопросов   ввода   в   эксплуатацию новых технических средств и оборудования, поставляемых в рамках Проекта.

В совещании-семинаре приняли участие сотрудники центрального аппарата Росгидромета, руководители и технические специалисты учреждений и организаций, подведомственных Росгидромету, представитель МБРР (руководитель проекта), представители Группы реализации Проекта (Фонд «Бюро экономического анализа»), представители фирм - поставщиков оборудования.

На совещании были заслушаны доклады представителя Группы реализации Проекта, технических и региональных координаторов Проекта, поставщиков оборудования, представителей научно-исследовательских учреждений Росгидромета, специалистов УГМС, посвящённые ходу переоснащения государственной наблюдательной сети, развитию систем сбора, обработки и накопления гидрометеорологической информации, проблемам и возможностям использования новых технических средств и технологий в развитии глобальных и региональных метеорологических моделей и при подготовке гидрометеорологических прогнозов, вопросам методического и метрологического обеспечения модернизированной наблюдательной сети, модернизации системы повышения квалификации специалистов, а также постановки на учёт оборудования, поступающего в рамках Проекта.

В ходе обсуждения докладов участники Совещания обменялись опытом внедрения и использования новых технических средств и технологий, обсудили проблемы, возникающие в ходе переоснащения и наметили пути их решения, а также ознакомились с работой автоматизированных метеорологических и гидрологических комплексов, установленных в наблюдательных подразделениях, технологиями сбора, обработки и распространения информации и системой морских гидрометеорологических наблюдений Примгидромета.

 

Совещание отмечает:

 

Реализация проекта ведется в соответствии с планом закупок по Проекту и бюджетом Проекта, утвержденным в установленном порядке комитетом по управлению проектом (КУП).

В 2008-2009 году достигнут значительный прогресс по всем направлениям реализации проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» (далее Проект).

В результате работы, проведённой Росгидрометом совместно с Фондом «БЭА», при поддержке МБРР, в 2009 году на реализацию Проекта дополнительно выделено из бюджета Российской Федерации 40 млн.долларов США для обеспечения финансирования запланированной программы мероприятий Проекта по действующему Соглашению о Займе в полном объеме.

Завершены или находятся на разных стадиях реализации более 75 контрактов на общую сумму более 130 млн. долларов США. Завершены поставки и переданы для эксплуатации:

- суперкомпьютерный вычислительный комплекс для Мирового метеорологического центра и вычислительный комплекс в ГГО  им. А.И. Воейкова; 

- комплекс управления системой перезаписи магнитных лент и хранения информации, роботизированная библиотека и Комплекса выпуска информационной продукции на бумажных носителях для ВНИИГМИ-МЦД;

- 29 мобильных автоматических проверочных лабораторий;

- 14 стационарных проверочных лабораторий;

- 85 комплектов оборудования для УГМС/ЦГМС, 24 комплекта программных средств визуализации для оперативно-прогностических центров и 15 станций приема  спутниковой  информации; 

- 12 комплектов автоматизированной системы поверки гидрометрических вертушек;

- 16 мобильных гидрологических лабораторий и 20 комплектов измерения расхода воды.

На различных стадиях реализации находятся крупные Контракты по поставке и установке:

- оборудования для метеорологической наблюдательной сети (поставлено 300 АМК/АМС, установлено 39 из них 21 в Прим УГМС);

- аэрологических радиолокационных вычислительных комплексов (поставлено 41, установлено 36);

- оборудования для модернизации гидрологической наблюдательной сети (подготовлено площадок  61, поставлено комплектов оборудования 12, установлено 6);

- оборудования для модернизации ведомственной распределенной сети связи и системы передачи информации Росгидромета.

Значительные усилия в ходе реализации Проекта были направлены на институциональное укрепление Росгидромета, улучшение системы обслуживания клиентов и обеспечение подготовки к ЧС.

Разработаны:

- проекты методических рекомендаций по производству наблюдений, с учетом переоснащения наблюдательных сетей Росгидромета;

- проект отраслевой программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, включая создание региональных центров обучения персонала, а также развития системы мотивации персонала;

- проекты методических рекомендаций по оценке эффективности государственных расходов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

- методологии и ряд методик расчета предотвращенного ущерба при использовании гидрометинформации в погодозависимых отраслях экономики.

Выполнены работы по:

- определению состава, объема и стоимости работ федерального назначения, а также государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, выполняемых (оказываемых) за счет федерального бюджета;

- проектированию автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений;

- поставке и установке автоматизированных мобильных систем гидрометеорологического обеспечения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечено обучение более 300 специалистов Росгидромета, в том числе за границей около 40.

- проведён анализ системы обнаружения, прогноза и доведения информации об опасных явлениях и разработаны рекомендации по ее модернизации с учетом взаимодействия со структурами МЧС.

Совещание отмечает, что в реализации Проекта имеются следующие проблемы.

1. Из-за просчетов в организации, не проработанности отдельных технологических решений и влияния внешних факторов, связанных с кризисными явлениями в экономике, Поставщики оборудования не всегда выдерживают графики поставки, поставляют оборудование с недостаточного качества отдельными комплектующими и деталями, с ненадлежащей оперативностью выполняют свои гарантийные обязательства.

2. Отдельные Получатели (УГМС/ЦГМС) оборудования несвоевременно или не в полном объеме выполняют свои обязанности определенные соответствующими приказами Росгидромета по реализации Контрактов. Работа с Поставщиками по устранению недостатков, выявленных при вводе в  эксплуатацию оборудования, в претензионном порядке, ведётся недостаточно активно.  

3. Определенные трудности при реализации Контрактов вызывает существенно увеличившаяся длительность процедур подготовки фондом БЭА и согласования изменений к действующим контрактам МБРР, что приводит к  приостановке поставок и нарушению сроков установки и введения в эксплуатацию оборудования.

4. Недостаточно активную позицию  заняли отдельные НИУ Росгидромета, которые в ходе реализации проекта должны прикладывать свои основные усилия содействию успешной реализации Проекта и методическому обеспечению внедрения нового оборудования.

5. В ряде ЦГМС полученное оборудование и технические средства не используются или используются весьма ограниченно.

6.  Первый опыт монтажных и эксплутационных работ выявил ряд проблем и недостатков средств измерений и оборудования, которые ограничивают их использование, а в некоторых случаях приводят к выходу из строя.  

 

Совещание рекомендует:

 

1.     Техническим координаторам Проекта, совместно с Фондом «БЭА» региональными координаторами и субрегиональными координаторами Проекта обобщить информацию о недостатках поставляемого в рамках Проекта оборудования, выявленных в ходе его внедрения и эксплуатации, для подготовки предложений и рассмотрении вопроса о возможности внесения изменений в условия действующих контрактов и учёта их при подготовке технических требований для новых контрактов.

2.     Региональным координаторам Проекта - руководителям территориальных органов Росгидромета:

2.1.           Принять неотложные меры и обеспечить постоянный действенный контроль за проведением комплекса работ по подготовке мест установки, монтажу и вводу в эксплуатацию технических средств в соответствии с обязанностями Получателя, предусмотренными в контрактах на их поставку, в том числе по выполнению обязанностей по реализации контракта по модернизации ведомственной распределенной сети связи и системы передачи информации Росгидромета.

2.2.           Обеспечить ежемесячное информирование Технических координаторов  о ходе выполнения работ по контрактам, в том числе о подписании актов (с указанием вида акта и даты его подписания).

2.3.           Организовать работу по изучению и обеспечить выполнение разработанных ГУ «ГГО» и ГУ «ГГИ» методическими рекомендациями по подготовке мест установки АМК, АМС и АГК и их внедрению на государственной гидрометеорологической наблюдательной сети.

3.           Региональным субкоординаторам Проекта - начальникам УГМС, ЦГМС:

3.1.           Обеспечить выполнение комплекса работ по подготовке мест установки, монтажу и вводу в эксплуатацию технических средств в соответствии с обязанностями Получателя, предусмотренными в контрактах на их поставку.

3.2.           При приёмке от Поставщиков оборудования (работ, услуг), поставляемых по контрактам, обеспечить жесткий контроль за соответствием оборудования (работ, услуг) требованиям контрактов с соответствующим оформлением приёмо-сдаточной документации.

3.3.           В случае выявления несоответствия оборудования условиям контракта обеспечить выполнение мероприятий по претензионному устранению недостатков  Поставщиками по контрактам в установленном порядке, используя при этом все возможности возмещения нанесённого поставкой некачественного товара или услуги ущерба, установленные законодательством Российской Федерации.

4.           Субкоординаторам Проекта - директорам НИУ Росгидромета активизировать работы по методическому обеспечению внедрения нового оборудования, в том числе доплеровских акустических профайлеров и планируемых к поставке во втором-третьем кварталах 2010 года ААК и МАГМС.

5.           Группе реализации Проекта (Фонд «БЭА») совместно с техническими координаторами провести анализ хода реализации Проекта, в том числе с учетом обеспечения реализации лотов, финансирование которых восстановлено, и подготовить предложения по срокам завершения Проекта.

6.           ГУ «ГВЦ» совместно с техническими и региональными координаторами Проекта рассмотреть возможность  организации обмена опытом учреждений Росгидромета по внедрению и эксплуатации оборудования с использованием Интернет-портала  Росгидромета и подготовить соответствующие предложения.

7.           Руководителям Северо-Западного, Северо-Кавказского,  Северного УГМС, начальникам ГУ «Мурманское УГМС» и ГУ «Приморское УГМС», директору ГУ «ГОИН» начать подготовку и выполнение мероприятий по получению необходимых разрешений для установки МАГМС, в том числе согласование с соответствующими службами точек размещения оборудования и кабельных трасс МАГМС.

8.           ГУ «ГГО» и ГУ «ГГИ» согласовать с  Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии проведение работ по сертификации методик поверки поставляемых средств измерения (прежде всего входящих в состав ААК, Комплекта  эталона единицы энергетической освещённости солнечным излучением (КЭСИ), поверочной установки и гидрометрической эталонной автоматизированной системы (ГЭАС)).

9.           Рекомендовать Росгидромету:

9.1.          Рассмотреть вопрос о выделении дополнительной штатной численности и финансирования УГМС для обеспечения установки и эксплуатации АМК, АГК и других технических средств.

9.2.          Предусмотреть в рамках плана НИОКР Росгидромета на 2010-2012 гг. осуществление НИУ метрологического обеспечения  средств измерений.

 

Совещание выразило признательность организаторам за высокий уровень подготовки и проведения совещания-семинара.

 

Председатель совещания -

заместитель Руководителя Росгидромета                                              А.В. Фролов