Морской лед

Целью прибрежных ледовых наблюдений на морских станциях и постах является непрерывный сбор сведений о состоянии льдов на видимом пространстве моря или другого водного объекта (в бухте, заливе, губе, лагуне, проливе).

Эта информация широко используется для обеспечения службы прогнозов оперативными и режимными данными, а также судоходства, геологических и нефтегазоразведочных работ в шельфовых зонах морей и прибрежного рыболовства, проектных, научно-исследовательских и хозяйственных организаций прогнозами и сведениями о ледовой обстановке морей.

Ледовая обстановка замерзающих морей характеризуется большим разнообразием льдов, их свойств и характеристик. Это обусловлено тем, что лед в процессе своего роста подвергается действию многочисленных природных факторов, таких как ветер, дрейф, течения, перепады температур и др.

Без знаний некоторых свойств льда, невозможно узнать какое же сопротивление оказывает лед на судно. Не зависимо от происхождения льды подразделяются на неподвижные и дрейфующие.

Дрейфующий лед не связан с берегом или дном и находится в движении под влиянием ветра и течений. В отдельные периоды дрейф льдов может отчетливо не прослеживаться или отсутствовать, в основном в небольших заливах и бухтах прибрежной зоны. Дрейфующие льды по занимаемой площади являются преобладающими. Характер распределения этих льдов по площади моря или отдельным его участкам, оцениваемый сплоченностью, является одним из основных показателей ледовой обстановки при обслуживании судоходства.

За время своего существования лед претерпевает существенные изменения. От начальных видов льда, к каким относятся: ледяные иглы, сало, снежура, шуга, до льда толщиной 1 м к концу зимнего периода в морях умеренных широт, а в арктических и антарктических морях - до 2.5 м. При этом процесс ледообразования может протекать непрерывно от начала устойчивого ледообразования до появления первых признаков таяния.

Существуют также ниласовые виды льда, к ним относятся блинчатый лед, склянка, нилас, толщина которых достигает 10 см. Молодые льды - это все льды от ниласа до однолетнего льда, т.е. серый, серо-белый, белый льды.

Дрейфующий лед на море может наблюдаться от тертого и мелкобитого льда до крупных форм в виде обширных (размером 2-10 км) и гигантских (свыше 10 км) ледяных полей.

Старые льды - это морские льды, которые подверглись таянию, по крайней мере, в течение одного лета. Подразделяются на остаточный однолетний, двухлетний и многолетний лед. Двухлетним льдом считается лед, который просуществовал более одного года. На его поверхности имеются неровности, образовавшиеся в результате таяния предыдущим летом.

Неподвижный лед представляет собой сплошной смерзшийся ледяной покров, связанный с берегом, с островами, с грунтом или скрепленный с ледниковым барьером. Этот лед может испытывать вертикальные колебания под действием приливных или сгонно-нагонных изменений уровня моря. Основными формами неподвижного льда является припай, стамухи, ледяной заберег, подошва припая, лед, севший на мель, лед на берегу.

В зимний период формируется максимальная ширина припая, а водные объекты с отчетливо выраженной конфигурацией береговой черты могут быть полностью покрыты неподвижным льдом.

С началом весеннего таяния происходит уменьшение высоты снежного покрова на льду, а затем уменьшение толщины льда. При таянии возникают изменения в структуре льда: он становится пористым, рыхлым, менее соленым и прочным. В результате дальнейшего воздействия термических и динамических факторов начинается взлом и разрушение припая, а дрейфующие льды распадаются на мелкие куски и затем тают.

Главной особенностью взаимодействия корпуса судна со льдом при движении в сплошных льдах является разрушение ледяного покрова носовой оконечностью судна, раздвигание и притапливание льдин, трение о корпус. Наблюдения показывают, что наиболее существенное влияние на скорость движения судна оказывают толщина и прочность льда.

Из всего многообразия льдов следует, что ни один из видов льда нельзя определить каким-либо одним параметром. Множество факторов, определяющих состояние морского ледяного покрова, обуславливает сложность наблюдений за ледовой обстановкой. Большая часть наблюдений осуществляется визуально с судов и с воздуха. Таким образом, в настоящее время качество проведения ледовых наблюдений в основном зависит от опытности и квалификации наблюдателя.

 

Пресс-служба Примгидромета