Продолжение статьи. Начало здесь.
Плюсы и минусы модернизации
- Но почему при всём этом обновлении, точность прогнозов всё же оставляет желать лучшего?
- Анализ компьютерных данных показывает, что точность прогнозов по каждому населенному пункту, по каждому синоптику и каждому параметру в сравнении с прошлым годом объективно растет. В январе была выше января прошлого года, в марте - прошлогоднего марта, в июне - июня. То есть прогресс есть. Здесь свою лепту вносит и модернизированные системы мониторинга окружающей среды, и опыт, и знания. Но до совершенства, конечно, пока далеко.
Немаловажную роль играет человеческий фактор - отсутствие опыта в эксплуатации новой техники. Наши специалисты проходят обучение и в Москве, и за рубежом - в Китае, Америке, Германии. При этом один человек, проучившийся всего 10 дней, должен по возвращению научить, условно говоря, 50. Новые технологии требуют и «нового» человека. А это вопрос не одного дня. Должен пройти какой-то адаптационный период, думаю, не менее 3-5 лет. Будем учиться. Надо понимать, что это принципиально другой уровень работы.
Кроме того, есть проблемы с программным обеспечением. Мы получили суперсовременную зарубежную технику, но она пустая. Поставщики решили, что в целях экономии программы для эксплуатации смогут написать в России. В результате за два года было разработано 83 версии программного обеспечения, и до сих пор ни одной нормальной. И через каждую нам пришлось пройти. И пока конца и края этому не видно, так все они далеки от того, что нужно. Мы теряем время и деньги.
Другая проблема. Закуплены дорогие финские датчики для автоматизированных метеокомплексов, а блоки питания к ним комплектуются российского производства. И они горят. Мы вынуждены их выбрасывать и закупать новые. А это дополнительные затраты. И всё это отражается на точности прогнозов.
Хоть поверьте, хоть проверьте, или философский подход
- Были ли случаи, когда Вам приходилось серьезно отвечать за неточно составленный прогноз? Например, город вдруг завалило снегом, или непредвиденный шторм вместо обещанной мороси. А люди не в курсе, коммунальщики не подготовились. В результате многочисленные аварии, отключения света и дорожные коллапсы.
- Я работаю более трёх десятков лет. И на моей практике такого не было. Были обратные случаи. Когда мы немного перестраховывались и давали штормовое предупреждение при вероятности в 10 %. Иногда звонят с администрации, говорят, обещали циклон, а его нет. Мы отвечаем, что прогнозируем вероятность, о чём и предупреждаем. А вы уже, в свою очередь, действуйте согласно своему регламенту. Приводите соответствующие службы в готовность и так далее. За последние 5-7 лет в нашей практике не случалось того, чтобы мы не спрогнозировали циклон, который может принести серьезные последствия. У нас средняя заблаговременность таких предупреждений - трое суток. Тогда как, к примеру, во Франции - не более суток.
- Мне кажется, Вы лукавите. Иначе откуда берётся нежданный снег каждую зиму?! И, если всё же в прогноз закралась ошибка, где прячетесь от знакомых, друзей, соседей, родственников и от нашего брата (журналистов)?
- Я к этому отношусь философски и других приучаю к тому же. Случающиеся досадные промахи стараюсь анализировать, делать выводы. Вообще это право каждого - верить синоптикам или нет. Подстраивать под прогнозы погоды свои планы или нет. Вообще ко всему нужно относиться доброжелательно и со здоровой долей оптимизма.
В том, что прогнозы не всегда на 100 % оправдываются, заложена некая программа действий, заставляющая специалиста гидрометеорологической службы дотошно копаться в очередных капризах природы, чтобы в следующий раз увидеть и предсказать все её зигзаги с большей точностью. Наша профессия, пожалуй, самая интересная - она для людей ответственных и при этом творческих.
Самая романтичная профессия
- Раз уж Вы заговорили о коллективе, расскажите о людях, которые выбирают сегодня профессию метеоролога. Где у нас готовят синоптиков? Насколько вообще привлекательна для сегодняшней молодёжи работа синоптика и удовлетворены ли Вы качеством подготовки молодых специалистов? Сколько в среднем получают специалисты Примгидромета и какова текучка кадров в местном ведомстве?
- Коллектив у нас большой. Где-то 800 человек с гаком. Это по большей части выпускники гидрометтехникума и ДВГУ. Сегодня во всей системе Росгидромета нехватка кадров - проблема № 1. У нас на сегодняшний день проблем с кадрами нет. Во-первых, работать в Примгидромете интересно, во-вторых, у нас замечательный коллектив и великолепные возможности для карьерного и творческого роста. В-третьих, у нас работает целый ряд программ по мотивации сотрудников, в том числе и молодёжи. Поэтому треть персонала гидрометслужбы Приморья - молодые специалисты в возрасте до 30 лет. Опыт и молодость взаимно дополняют друг друга. За молодостью - новые подходы, энтузиазм, желание продвигаться вперёд. За старшим поколением - бесценная практика. В результате получается идеальный симбиоз. Но вообще без опыта синоптик - не синоптик. Нужно пять, а то и десять лет, чтобы «войти» в профессию. К тому же не каждый, получивший диплом по профильной специальности может, работать метеорологом. Кроме знаний и опыта у синоптика должна ещё быть развита интуиция, десятое чувство. Он должен уметь чувствовать, предсказывать.
Все эти знания и умения у нас хорошо вознаграждаются. При изначально низком окладе - 4330 р., как у всех бюджетных организаций, хороший специалист Примгидромета может получать до 35 000. Но, повторюсь, это напрямую будет зависть от качества и эффективности его работы.
- А Вы сами никогда не жалели, что выбрали именно эту профессию? И что подтолкнуло Вас стать синоптиком?
- Это случайность. Представьте 60-70 годы, наполненные духом романтики. И я, только окончивший десять классов, жаждущий приключений. Я методом тыка выбирал наиболее, на мой взгляд, романтическую профессию. Остановился на двух подходящих вузах: геологоразведочном и гидрометеорологическом. И если о первом я имел некоторое представление, то второй был полной загадкой. Название мне показалось очень романтичным. И потому я выбрал гидрометеорологию. В те годы романтично настроенные люди рассуждали следующим образом - мы сами сделаем эту цивилизацию, в которой будем жить. Когда я уже учился в Одесском гидрометинституте, наш ректор сказал, что наш вуз - это кладбище талантов. Так как сюда идут талантливые люди, абсолютно не представляя, кем станут. Хочу отметить, что, в отличие от настоящего времени, в те годы вообще никто понятия не имел, кто такой синоптик. Поэтому в профессию шли люди необычные: истинные романтики и незаурядные таланты. Профессия синоптика, в свою очередь, даёт простор для творчества.
И я никогда не жалел о сделанном выборе. Во-первых, спустя уже столько лет в профессии, она мне до сих пор интересна. Во-вторых, у меня жизненное кредо: никогда ни о чем не жалеть, и всё, что ни делается, то к лучшему.
Море, солнце и таблица Менделеева
- Борис Викторович, а как Вы, одессит, попали во Владивосток?
- В 1975 году я окончил Одесский Гидрометеорологический Институт и получил специальность «метеоролог-синоптик». Выбирая место дальнейшей работы столицам Минску, Москве, Киеву предпочел Южно-Сахалинск. Хотел проверить себя на прочность. К тому же для романтика Сахалин казался очень подходящим местом.
Там я проработал 18 лет, вырос от обычного специалиста до заместителя начальника Управления. Но в какой-то момент мне стало там тесно, и я решил опять круто изменить свою жизнь и перебрался во Владивосток. Город мне сразу понравился. К тому же напомнил мне родную Одессу. Здесь, в Примгидромете, у меня сложилась своя история. Сначала был заместителем начальника Управления, а в 2001 году сам стал начальником.
- В ближайшее время опять жизнь круто менять не собираетесь, покинуть Владивосток, поменяв его, например, на более обширные просторы Сибири?
- Я ничего не исключаю (смеётся). Но пока у меня и здесь есть чем заняться. К тому же я люблю море и солнце.
- Борис Викторович, а где Вы сами, зная все плюсы и минусы, любите отдыхать или отдыхали уже этим летом?
- В отпуск я ухожу во второй половине августа. И проведу его на одном из наших островов. Я считаю, что они все: и Попова, и Песчаный, Рихтера и Рейник - вполне пригодны для полноценного и здорового отдыха.
- Скажите, а какой из городов или районов Приморья экологически более пригоден проживания и отдыха? И где бы Вы жить или проводить отпуск не рекомендовали?
- По просьбе губернатора Приморья несколько лет назад мы проводили исследования с поиском ответа на вопрос, где в нашем крае климат наиболее благоприятен для жизни. В результате самый высокий рейтинг получил район Золотой долины - Анучино. Вообще же, чем крупнее населённый пункт, тем он менее привлекателен с точки зрения экологии. Наша экологическая культура ориентирована исключительно на истребление, выжигание, отравление и прочие разрушения. В результате в воздухе городов Владивосток, Уссурийск, Находка, Партизанск канцерогены превышают предельно допустимые концентрации. Отсюда - онкология.
Город Владивосток, с точки зрения климата, вообще малопригоден для жизни. Он больше приспособлен для военных действий. Что касается района, то чем выше он расположен, тем лучше продувается и, соответственно, чище. Лучше селиться на сопках, подальше от автотрасс и ТЭЦ. В низинах же вентиляции никакой, и загазованность никуда не уходит. О пыли я уже не говорю, особенно строительной. Так в районе, например, Луговой или Спортивной можно найти всю таблицу Менделеева.
- Там же расположен самый популярный продовольственный рынок города. Что же мы покупаем?
- Вот ТО и покупаем.
От президента до Всевышнего
- Давайте лучше о природе. Скажите, Борис Викторович, а какое время года Вы любите больше всего?
- Я люблю весну, потому что весной появился на свет. Лето люблю, потому что много солнца и тёплое море. Осень - за краски. Зиму - за снег. Я люблю зимний отдых - катание на лыжах.
- У Вас получается, как в песне, - «У природы нет плохой погоды»...
- Абсолютно точно. Вообще плохой погоды не бывает. Я в этом уверен. В каждом времени года есть своя прелесть. Вообще нужно воспринимать окружающую среду позитивно, и тогда этот позитив будет возвращаться к нам сторицей.
- Вы работаете волшебником или, говоря взрослым языком, предсказателем. Попробуйте сделать прогноз ближайшего будущего нашей страны. Не только с позиции изменения климата, но и в самом широком аспекте.
- Я не могу давать пессимистических прогнозов, да и сама постановка вопроса этого не предлагает. А поводов для оптимизма, глядя на то, что происходит в России, не много. К тому же нет явных предпосылок, что будет лучше.
- А как же предстоящие выборы?
- Именно из-за того, что результаты выборов абсолютно предсказуемы.
- Вы знаете, кто будет следующим президентом России?
- Знаю, как и все. Но я синоптик, а не политик, а потому здесь озвучивать свои прогнозы не стану.
- Борис Викторович, обращаясь по роду деятельности постоянно к небесной канцелярии, Вы в Бога веруете?
- Не могу сказать, что я человек религиозный или глубоко верующий. Но, могу предположить, что всей этой Системой кто-то да управляет.
ИА "Владтайм"