Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и иных природных объектов. Как природный объект он представляет собой природную смесь газов, находящуюся вне пределов жилых, производственных и других помещений.
Постоянными компонентами, входящими в состав атмосферного воздуха являются азот, кислород, аргон и углекислый газ. Относительная концентрация азота составляет - 78,08%, кислорода - 20,95%, аргона - 0,93%, углекислого газа - 0,03%.
О значимости атмосферного воздуха как природного объекта можно судить исходя из той роли, которую он играет в развитии живой и неживой природы, жизни общества. Основная функция атмосферного воздуха состоит в том, что он служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на земле. Он является источником химических соединений и элементов. Воздушная оболочка оказывает большое влияние на распределение солнечного тепла и света по земной поверхности. В хозяйственной деятельности человека атмосферный воздух используется как транспортная коммуникация, неотъемлемый компонент для получения тепловой энергии, необходимый элемент производственных процессов, среда для поглощения различных видов отходов, а также для осуществления иной деятельности.
Таким образом, атмосферный воздух имеет огромное экономическое значение. По своим природным свойствам воздух, его отдельные компоненты широко используются в процессе производства материальных благ, являясь, таким образом, ценнейшим природным ресурсом.
Наряду с выраженной стабильностью глобального состава атмосферы, в ней имеются очаги загрязнения, опасного для здоровья людей. Эти очаги, возникшие в результате антропогенного воздействия, в основном, прилегают к зонам городов.
На воздухе в первую очередь сказываются последствия деятельности промышленных предприятий и автотранспорта, сосредоточенных в пределах городской черты. Качество воздуха в городах формируется в результате сложного взаимодействия природных и антропогенных факторов. Загрязнение атмосферного воздуха – это изменение состава атмосферы в результате поступления в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ, в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы качества.
Уровень загрязнения атмосферы зависит от распределения температуры с высотой, от скорости и направления ветра, от интенсивности солнечной радиации и влажности воздуха, определяющих фотохимические превращения примесей и возникновение вторичных продуктов загрязнения атмосферы, от количества и продолжительности атмосферных осадков, приводящих к вымыванию примесей из атмосферы.
Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в Приморском крае осуществляет Центр мониторинга загрязнения окружающей среды Приморского УГМС. Систематические наблюдения за состоянием загрязнения воздушного бассейна в течение года проводились на шести стационарных постах наблюдений (ПНЗ) в городе Владивосток и на одном стационарном ПНЗ в четырех городах края: Артем, Дальнегорск, Находка, и Уссурийск.
Контроль качества воздуха осуществлялся за 16-ю загрязняющими веществами: взвешенные вещества (пыль), диоксид серы, оксид углерода, диоксид и оксид азота, аммиак, сероводород, формальдегид, бенз(а)пирен и тяжелые металлы (хром, никель, свинец, марганец, медь, цинк, железо).
В России качество воздуха оценивается в соответствии с принятым санитарно-гигиеническим стандартом – предельно допустимой концентрацией (ПДК). ПДК – это максимальная концентрация примеси в атмосферном воздухе, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает и не окажет вредного влияния на него и на окружающую среду в целом.
Из обобщенных сведений о состоянии загрязнения воздуха в городах Приморского края следует, что в 2016 году отмечался высокий уровень загрязнения воздуха в городе Уссурийск (ИЗА=8; CИ=8,4 бенз(а)пирен) и повышенный уровень загрязнения во Владивостоке (ИЗА=5; CИ=3,8 бенз(а)пирен).
В городах Артём и Дальнегорск уровень загрязнения оценен как «низкий», а в Находке как «ориентировочно низкий». Изменилась категория качества воздуха только в городе Владивосток с «высокого» в 2015 году на «повышенный» в 2016 году соответственно.
Больше всего воздух в городах загрязнён окислами азота, а также бенз(а)пиреном в городах Уссурийск и Владивосток.
Среднегодовые концентрации бенз(а)пирена в 2016 году превышали допустимую норму в гг. Уссурийск – в 2,7 раза и Владивосток – в 1,2 раза. Наибольшая среднемесячная концентрация бенз(а)пирена, превысившая допустимую норму в 8,4 раза, отмечена в декабре в г. Уссурийск.
По сравнению с прошлым годом среднегодовые концентрации бенз(а)пирена увеличились в 2016 году в городах Владивосток – в 1,2 раза и Уссурийск – 1,1 раза. В г. Находка среднегодовые концентрации бенз(а)пирена в 2016 году по сравнению с прошлым годом уменьшились в 1,2 раза, но при этом находились в пределах ПДК.
Среднегодовые концентрации диоксида азота превысили допустимую норму в городе в гг. Владивосток и Находка – в 1,2 раза, в г. Уссурийск – в 1,8 раз и в г. Артём – в 1,5 раз. В городе Дальнегорск среднегодовые концентрации диоксида азота не превышали ПДКср.сут.
Максимальная концентрация диоксида азота - 2,8 ПДКм.р., зарегистрирована в г. Уссурийск в январе.
Максимальная концентрация оксида азота, превысившая ПДКм.р в 3,2 раза, зарегистрирована в городе Владивостоке в декабре в районе пл. Баляева (ПНЗ №6). В целом по городу Владивостоку среднее содержание оксида азота составило 1,1 ПДКср.сут. При этом в районе ост. Постышева (ПНЗ №3) среднегодовая его концентрация составила 0,6 ПДКср.сут., а в районе пл. Баляева (ПНЗ №6) – 1,5 ПДКср.сут. В гг. Артём, Уссурийск и Дальнегорск средняя за год концентрация оксида азота значительно ниже санитарной нормы.
Среднегодовые концентрации пыли не превысили допустимую санитарную норму (ПДКс.с.). Максимальная концентрация пыли 1,6 ПДКм.р., была зарегистрирована в г. Уссурийске в ноябре.
Наблюдения за содержанием формальдегида проводились только в
г. Владивосток на ПНЗ №3 в районе ост. Постышева. Основным источником
формальдегида в городе является автотранспорт. Средняя за год концентрация
формальдегида составила 0,6 ПДКср.сут.. Максимальная концентрация
формальдегида, составившая 1,0 ПДКм.р, наблюдалась в сентябре. Концентрации
формальдегида в 2016 г. не превышали санитарных допустимых норм, но при этом
его концентрации не стали ниже по сравнению с предыдущими годами. Обусловлено
это установлением новых санитарно-гигиенических нормативов концентраций
формальдегида для атмосферного воздуха (согласно Изменению №11 в ГН
2.1.6.1338-03 постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 17.07.2014 введены новые значения максимально разовой и
среднесуточной предельно допустимой концентрации формальдегида, а также изменён
класс опасности с первого на второй).
Среднегодовые концентрации оксида углерода в городах не превысили допустимую санитарную норму (ПДКс.с.). Максимальная концентрация оксида углерода 1,8 ПДКм.р., была зарегистрирована в г. Владивосток в районе остановки Баляева (ПНЗ №6) в январе.
Среднегодовые концентрации пыли, диоксида серы, оксида углерода, сероводорода, аммиака и тяжелых металлов не превышали допустимых норм.
Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ превышали ПДКср.сут. в следующих городах: Владивосток (диоксид азота, оксид азота, бенз(а)пирен), Артём (диоксид азота), Уссурийск (диоксид азота, бенз(а)пирен), Находка (диоксид азота). В г. Дальнегорск превышений ПДКср.сут по веществам не наблюдалось.
Неблагополучное экологическое состояние воздушного бассейна в городах Владивосток и Уссурийск обусловлено огромным количеством автотранспорта. Загруженности городских автомагистралей способствует отсутствие или недостаточное количество транспортных развязок и парковочных площадей. Проезжая часть, и без того узких улиц приморских городов, значительно уменьшается за счет парковки автомобилей с обеих сторон, что затрудняет движение, создаёт «пробки» и способствует увеличению загазованности воздуха.
Увеличение масштабов загрязнения атмосферы требуют эффективных способов её защиты. Для улучшения ситуации необходимо строительство объездных магистралей, транспортных развязок, воздушных переходов, стоянок для частного транспорта, а также проводить мероприятия по озеленению городских территорий.
--------------------
Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха используются критерии: СИ, НП, ИЗА, где:
СИ – стандартный индекс - наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, делённая на ПДКм.р.. Определяется из данных наблюдений за всеми примесями на всех ПНЗ за месяц или год.
НП – наибольшая повторяемость (в процентах) превышения ПДКм.р. по данным измерений на всех постах за всеми примесями за год.
ИЗА – комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей. Это показатель суммарного загрязнения воздуха в долях ПДК диоксида серы, показывающий во сколько раз суммарный уровень загрязнения воздуха превышает допустимое значение по рассматриваемой совокупности веществ.
В соответствии с существующими методами оценки уровень загрязнения воздуха считается:
очень высоким, если СИ≥10, НП≥50%, ИЗА≥14;
высоким – при 10<СИ≥5 , 50<НП≥20, 14<ИЗА≥7;
повышенным – при 5<СИ≥1, 20<НП≥10, 7<ИЗА≥5;
низким – если СИ<1, НП<10, ИЗА<5.
Если величины ИЗА, СИ и НП попадают в разные градации, то степень загрязнения воздуха в городе за год оценивается по ИЗА, так как ИЗА характеризует уровень длительного загрязнения воздуха.
Ведущий эколог ЛМЗА Приморского ЦМС Полякова О.О.