К 60-летию регулярных отечественных исследований Антарктики

13 февраля 1956 года на побережье моря Дэйвиса была открыта первая отечественная антарктическая научная станция. Ей было присвоено название «Мирный» по имени одного из судов Русской Южно-полярной экспедиции 1819-21 гг. под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, впервые 28 января 1820 году увидевших, описавших и положивших на географическую карту побережье до тех пор неизвестной земли, получившей в 1886 году название - Антарктида. Идея организации Советской антарктической экспедиции была положена письмом от 30 ноября 1954 года от Президента Академии наук СССР, министром Морского флота, министром Рыбной промышленности и руководителем Главного Управления Гидрометслужбы СССР в адрес Первого секретаря ЦК КПСС М.С.Хрущёва. В результате 13 июня 1955 года Постановлением Совета Министров СССР была образована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. Научную часть этой экспедиции возглавляла Академия наук СССР, а организационно-логистические вопросы курировались ГлавСевМорпути МинМорфлота СССР. Экспедицию возглавил известный полярник, начальник дрейфующей станции «Северный полюс-2», Герой Советского Союза - Михаил Михайлович Сомов. Судовое обеспечение экспедиции было поручено дизель-электроходам «Обь» - капитан И.А. Ман, «Лена» - капитан А.И. Ветров и рефрижератор № 7 - капитан М.А. Цыганков. 30 ноября 1955 года флагман антарктической флотилии СССР д/э «Обь» вышел из Калининграда и в январе 1956 года подошёл к ледовому барьеру моря Дейвиса, в последствии названным «Берег Правды».

Согласно сложившейся в нашей стране традиции открытие новой полярной станции означает не только подъем государственного флага, исполнение гимна и торжественный митинг, но и обязательную передачу в радио-эфир первой метеосводки из нового пункта наблюдения. Таким образом, предварительно надо построить дизель-электростанцию, радиорубку, антенное поле, метео-лабораторию и наблюдательскую площадку и, хотя бы одно жилое помещение для обслуживания этого комплекса. Именно поэтому датой начала регулярных отечественных исследований в Антарктике принято считать не подход дизель-электрохода «Обь» к ледяному барьеру шестого континента (5 января 1956 года) и не высадку на него первых советских исследователей, приступивших к выбору места строительства станции, а начало регулярных метео-наблюдений - одного из основных компонентов деятельности любой полярой станции.

Всего в работах этой экспедиции приняло участие 229 человек, представляющих АН СССР - 37 человек, ГлавСевМорпуть Минморфлота СССР- 56, Главное Управление Гидрометеослужбы при СМ СССР -15, Минобороны СССР - 74, Мингео СССР - 9, Минобразования СССР - 22, Минрыбхоз СССР -2, Минсредмаш СССР- 2, Минпромстрой СССР -2, Гражданская авиация -2, представители средств массовой информации 8. По направлениям деятельности личный состав экспедиции состоял: 45 научных сотрудников, 37 исследователей -наблюдателей, 26 гражданских и военных специалистов летного отряда, 77 гражданских и военных строителей, 9 - инженерно-технического персонала, 8 - отряда радиосвязи, 6 - административно- управленческого состава и 8 представителей прессы.

Научные исследования Первой КАЭ выполнялись по программам континентальной экспедиции (геолого-географические, аэрометеорологические, геофизические, гляциологические, аэрофототопографические работы) морской экспедиции (гидрологического, геологического, биологического, гидрографического, гравиметрического, гидрохимического отрядов). Основной задачей экспедиции была подготовка наблюдательской инфраструктуры для выполнения исследований по программе Международного геофизического года (МГГ) 1957-58 годы. Для этого предстояло открыть целую сеть внутриконтинентальных антарктических станций, на которых планировалось выполнять наблюдения по изучению природных процессов и явлений не только на береговых и во внутриконтинентальных районах Восточной Антарктиды. В течение Первой, Второй и Третьей КАЭ (1955-1959 годах) были открыты станции Пионерская, Оазис, Восток-1, Комсомольская, Восток, Советская, Полюс недоступности. Большая часть из них завершила свою работу по окончанию программы МГГ, а станциям Мирный и Восток была уготовлена судьба непрерывной работы в течение около 60-ти лет.

В настоящее время в Антарктике продолжаются работы 60-й зимовочной и 61-й РАЭ. На станциях Прогресс и Мирный произведена смена зимовочного состава и продолжаются работы по программе сезонной 61 РАЭ, а на станции Восток завершено материально-техническое снабжение с помощью двух санно-гусеничных походов со станции Прогресс и выполняется авиационная доставка нового зимовочного персонала станции. Начальниками новых составов этих станций стали: метеоролог Дмитрий Серов (станция Прогресс), инженер-механик Виктор Виноградов (станция Мирный) и геофизик-информатик Сергей Коробов (станция Восток). Продолжают работы сотрудники 61 сезонной РАЭ на станциях Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен, сезонных полевых базах Дружная-4, а также на бортах научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» (Росгидромета), научно-исследовательского судна «Академик Александр Карпинский» (Роснедра) и океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский» (ВМФ России). Свою трудовую вахту на станциях Новолазаревская (начальник Андрей Воеводин) и Беллинсгаузен (начальник Владимир Чебердак) продолжают нести зимовщики 60 РАЭ.

В рамках Программы сезонной 61-й Российской антарктической экспедиции успешно проведены летно-технические испытания нового для Антарктики типа отечественного транспортного воздушного судна - самолета ИЛ-76ТД-90ВД. Необходимость проведения этих испытаний была связана с отсутствием опыта эксплуатации двигателей ПС-90А-1-76 при посадках и взлетах на снежно-ледовые взлетно-посадочные полосы. С этой целью были испытаны различные режимы управления реверсом обратной тяги как при рулении по полосе, так и при взлете и посадке воздушного судна. Испытания проводились специалистами Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА) и собственниками самолета - авиационной компанией «Волга-Днепр».

Современные российские полярники надежно приняли эстафету от своих старших коллег - отечественных первопроходцев Антарктики и продолжают достойно нести свою трудовую и научную вахту на далеком ледяном континенте и омывающих его водах Южного океана. Мы можем гордиться не только героями середины 50-х годов, но и нашими современниками, для которых работа в Антарктиде стала уже привычным полярным делом.

Материал подготовлен Начальником Российской антарктической экспедиции В.В. Лукиным 
Фотоматериалы предоставлены Российским государственным музеем Арктики и Антарктики.