Интервью с советником Президента Российской Федерации, специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И. Бедрицким

Итоги  завершившихся  в  Канкуне  переговоров  А.И.Бедрицкий  согласился прокомментировать интервью бюллетеню «Изменение климата».

А.И.Бедрицкий - советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата. В 1993-2009 гг. - руководитель Росгидромета. В 2003 г. избран на пост Президента Всемирной Метеорологической Организации, и переизбран на второй срок в 2007 г. В течение многих лет возглавляет делегацию Российской Федерации на переговорах по РКИК ООН и Киотскому протоколу.

- Уважаемый Александр Иванович, прежде всего, скажите, пожалуйста, чем Вам - активному участнику международных переговоров по климату, начиная еще с разработки и утверждения РКИК ООН, запомнились прошедшие в Канкуне переговоры?

- Нам было важно, чтобы Канкунские решения учитывали достигнутые в 2009 году в Копенгагене договоренности. Так и получилось. Принятый в Канкуне документ по Специальной рабочей группе по долгосрочным мерам сотрудничества (СРГ-ДМС), по сути, развивает Копенгагенское Соглашение, к примеру - обязательства развитых стран по помощи развивающимся странам. Речь идет о так называемом финансировании «быстрого старта» (30 миллиардов долларов за период 2010-2012 гг.) и долгосрочная помощь в размере 100 миллиардов долларов в год до 2020 года. Кроме этого, конечно же, обязательства по сокращению выбросов, заявленные странами в 2009 г.

Несмотря на то, что в соответствии с Канкунским решением, обязательства развитых и развивающихся стран будут сформулированы в информационном документе (прим. редакции: в соответствии с категорией документов РКИК документ категории «inf» - компиляция поступивших заявлений Сторон, http://www.unfccc.int), мы считаем это весьма позитивным сигналом на пути подготовки нового глобального климатического соглашения. В целом, мы расцениваем Канкунский пакет документов, как решения переходного периода от старого формата Киотского протокола к новому соглашению.

- В течение последних лет развивающиеся страны отказываются принимать какие-либо количественные обязательства по сокращению выбросов, мотивируя это необходимостью дальнейшего экономического развития. Среди них - страны со среднегодовым доходом на душу населения большим (например, некоторые страны Персидского залива), чем в ряде индустриальных (развитых) стран. В то же время многие развивающиеся страны активно используют возможности, предоставляемые Киотским протоколом. Так из зарегистрированных в настоящее время в мире 2700 проектов Механизмов чистого развития (МЧР) на долю Китая их приходится более 1100, Индии - более 600. Однако именно отказ развивающихся стран принять на себя количественные обязательства по сокращению выбросов является основным препятствием для заключения нового глобального соглашения на период после 2012 г. Имеются ли, на Ваш взгляд, в настоящее время какие-либо признаки, что в позиции развивающихся стран по вопросу принятия количественных обязательств возможны изменения?

- Мы считаем, что необходимо учитывать реалии современного мира: список стран ОЭСР, составлявший основу Приложения I к Конвенции в 1992 году, значительно вырос. По оценкам Международного энергетического агентства в 2007 году выбросы в энергетическом секторе стран приложения В Киотского Протокола составили чуть больше 8 гигатонн СО2, а выбросы стран группы 77 и Китая составили более 13 с половиной гигатонн СО2. Выбросы развитых стран, не входящих в Киотский протокол, составляли примерно 6 гигатонн СО2. В ближайшие годы и на долгосрочную перспективу эти тенденции сохранятся: т.е. рост глобальных выбросов будет происходить за счет развивающихся стран, в первую очередь стран Азии. Наше твердое убеждение состоит в том, что достигнуть обозначенные учеными в 4-м докладе МГЭИК цели (ограничить потепление двумя градусами) можно только при активном участии всех основных эмитентов. Первый шаг на этом пути был сделан в прошлом году, когда после конференции в Копенгагене основные эмитенты развивающегося мира (я имею в виду такие страны как Китай, Бразилия, Индия, Индонезия и др.) объявили о своих национальных целях по сокращению выбросов. Как я уже сказал, канкунские решения построены на этих обязательствах.

- Ваше заявление в Канкуне об отказе России участвовать во 2-ом периоде Киотского протокола (после 2012 г.) в его существующем формате привлекло большое внимание. Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление.

- Да, в своем выступлении я постарался предельно четко обозначить позицию Российской Федерации по этому вопросу. Что же касается второго периода Киотского протокола, хотел бы особо отметить, что мы не выступаем против его начала. Участие или неучастие во втором периоде с количественными обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) - это в первую очередь добровольное решение любой страны и никто не может на него повлиять. В России принято решение об участии с количественными обязательствами в новом международном климатическом соглашении, которое объединит усилия по смягчению нагрузки на климат как развитых, так и развивающихся стран. Оно разрабатывается в соответствии с Балийским планом действий, принятом в 2007 г. Мы не блокируем ведущиеся переговоры в рамках СРГ-КП, как иногда преподносится в СМИ. Но вместе с тем убеждены, что только объединение двух переговорных треков способно повысить эффективность международного климатического переговорного процесса и привести к заключению нового всеобъемлющего соглашения. Только такой сценарий может привести в будущем к достижению глобальной цели - ограничения роста глобальной температуры до двух градусов Цельсия и ограничению глобальных выбросов ПГ на 50% до 2050 года. Этот подход     разделяется  многими странами.

- Какие еще индустриальные страны (входящие в Приложение 1 к РКИК ООН) придерживаются аналогичной позиции по поводу участия во втором этапе Киотского протокола?

- Российская Федерация накануне завершения переговорной сессии официально заявила о том, что она не берет на себя количественных обязательств в рамках второго периода Киотского протокола (после 2012 года). Аналогичное заявление было сделано Японией. Насколько я знаю, позиции Канады и Новой Зеландии близки к нашим подходам.

- В прошлом году, в соответствии с утвержденной Правительством РФ процедурой, по результатам конкурсного отбора были названы первые 15 российских проектов совместного осуществления (ПСО). Заинтересованность российского бизнеса не вызывает сомнений. Кроме ПСО у нашей страны имеется право торговли квотами на выбросы. Каковы, по Вашему мнению, перспективы использования механизмов Киотского протокола в нашей стране в ближайшие годы?

- В первую очередь киотские рыночные механизмы - и ПСО, и торговля квотами - это стимулирующие меры по развитию экологической ответственности бизнеса. Они не являются обязательными в рамках Киотского протокола. А вот повышение энергоэффективности нашей экономики - задача, которую обязательно надо решать. Есть Указ Президента о повышении энергетической и экологической эффективности российской экономики, в октябре прошлого года была принята Госпрограмма энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года. Бизнес должен видеть свой интерес в развитии «зеленой экономики». Проекты совместного осуществления являются новыми привлекательными направлениями бизнеса. Кроме этого, проекты обеспечивают приток новых технологий, а значит, помогают модернизировать нашу энергетику, ЖКХ и, конечно же, способствуют сокращению выбросов. В 2010 году Россия наконец-то приступила к реализации проектов ПСО - состоялось два конкурса по отбору проектов. По двум из 15 первых одобренных проектов состоялась передача единиц сертифицированных сокращений выбросов за рубеж. Наверное, не все идеально в созданном механизме реализации ПСО в России. Но в прошлом году был сделан первый шаг и нужно двигаться вперед, совершенствуя этот механизм. Мы заинтересованы в продолжении проектной деятельности и в посткиотский период, в том числе в рамках нового соглашения. Перспективным является развитие внутринационального углеродного рынка или региональных углеродных рыночных инициатив - между сопредельными государствами.

- Вы являетесь Президентом Всемирной метеорологической организации (ВМО). Расскажите, пожалуйста, о деятельности ВМО в области климата.

- ВМО, являясь специализированным учреждением ООН и лидирующей международной организацией в области исследований климата Земли, реализует самостоятельно или совместно с организациями-партнерами множество программ в области погоды и климата, в том числе прикладных. ВМО координирует реализацию ряда программ, таких как Программа Всемирной службы погоды (ВСП), Всемирная климатическая программа (ВКП), Программа по атмосферным исследованиям и окружающей среде, Программа по применениям метеорологии и др. Совместными партнерскими программами, при лидирующей роли ВМО, являются: Всемирная программа исследований климата (ВПИК), Глобальная система наблюдений за климатом (ГСНК), Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО). В 1988 году по инициативе ВМО совместно с ЮНЕП была создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая стала авторитетнейшим источником научных знаний о происходящих и ожидаемых изменениях климата и связанных с этим последствиях. Кроме этого, при координации ВМО реализуются различные региональные и прикладные программы и проекты - к примеру, «Климат для целей развития в Африке», «Центр информации о суровой погоде», «Всемирная служба агрометеорологической информации» и др.

ВМО регулярно выпускаются информационные бюллетени в области погоды, климата: Информационный бюллетень ВМО, Мировые климатические новости, заявления ВМО о состоянии глобального климата, научные доклады об оценках уменьшения озонового слоя (ВМО совместно с ЮНЕП), Арктический и Антарктический бюллетени по озону, Бюллетень    ВМО по парниковым газам и др.

ВМО была организатором трех Всемирных климатических конференций, Третья конференция проходила в Женеве в 2009 году. Принятое на этой конференции решение о создании Глобальной рамочной основы для климатического обслуживания позволит повысить уровень климатического обслуживания отраслей экономики, населения. Вообще, программы ВМО основаны на концепции и на практическом опыте того, что взаимную пользу можно получить от совместного использования базы знаний, которые были созданы и продолжают создаваться посредством глобального обмена метеорологической, гидрологической и другой соответствующей информацией между странами-членами. В результате создания Глобальной рамочной основы, все сектора общества будут располагать ориентированной на пользователя климатической продукцией, что должно повысить заблаговременность мер реагирования на меняющиеся климатические условия, снизить климатические риски. В первую очередь будут совершенствоваться связи между наблюдениями, научными исследованиями, моделями и потребностями пользователей в климатической продукции. Т.е. на основе знаний о климатозависимости экономической деятельности будет готовиться специализированная продукция. Российская Федерация участвует в работе по разработке Глобальной рамочной основы.

- Даже если все антропогенные выбросы прекратятся завтра, климат продолжит меняться в течение ближайших десятилетий. В этой связи разработка и реализация мер по адаптации к последствиям изменений климата приобретают все более важное значение. Какие по Вашему мнению адаптационные меры необходимо разрабатывать в нашей стране в первую очередь?

- Адаптация - это приспособление в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие опасных проявлений климатических изменений или их последствий, которое позволяет снизить или предотвратить ущерб, а также использовать прогнозы состояния климата и погоды для получения выгоды в экономике. То есть меры по адаптации могут быть направлены как на снижение климатических рисков, так и на извлечение потенциальных выгод от изменения климата, и в первую очередь должны предприниматься в основных погодозависимых отраслях. Это сельское хозяйство, транспорт (авиация, морские перевозки), энергетика, ЖКХ. Набор адаптационных мер очень широк. К ним относятся как инфраструктурные решения (строительство защитных сооружений), так и научные исследования (расширение сетей наблюдений, повышение качества прогнозов погоды и климата, увеличение их заблаговременности, создание систем раннего предупреждения), а также управленческие решения (к примеру, изменение графика сезонных работ), образование, информирование населения и т.д. Адаптационные меры выбираются, исходя из их эффективности и экономического обоснования, поэтому для каждой отрасли они должны быть свои. Что для меня очевидно, так это то, что совершенствование гидрометеорологического обеспечения экономической деятельности имеет очень высокую экономическую эффективность. Реализация принятой Правительством Российской Федерации в сентябре 2010 года Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года должно обеспечить получение дополнительных выгод от повышения уровня прогнозирования развития погодно-климатических процессов, существенно увеличив экономический эффект в отраслях экономики от использования информации о состоянии погоды и климата. В 2011 году в России пройдет международная конференция, посвященная вопросам адаптации к изменениям климата. Важно обеспечить участие представителей научного сообщества, бизнеса, органов власти - тех, кто должен участвовать в планировании и реализации адаптационных мер в странах.

- В течение последних лет освещение в российских СМИ и обсуждение в обществе вопросов изменения климата в целом расширяется. Как, по Вашему мнению, должно развиваться освещение климатической тематики в России?

- В первую очередь информация должна регулярно исходить из компетентных органов по всем проблемным вопросам, не должно быть информационного вакуума. Бюллетень «Изменения климата», выпускаемый Росгидрометом с 2009 года, насколько я знаю, завоевал большую популярность и его «тираж» постоянно растет. Это было инициативным, творческим решением, очень полезным как раз в плане информирования заинтересованных лиц. Кроме этого, большую роль в информировании общественности играют неправительственные экологические организации. Желательно было бы укрепить связи со СМИ для более широкого представления не только информационных материалов, таких как бюллетень «Изменение климата», ежегодный доклад Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации, анализ климата северного полушария, но и результатов конкретных научных исследований по климатической проблематике.

 

Ежемесячный информационный бюллетень "Изменение климата"