В суровом Антарктическом краю, на берегу моря Росса, на самой высокой точке бухты Хижины стоит четырехметровый крест из австралийского красного дерева, на нем написаны пять фамилий и слова английского поэта Альфреда Теннисона «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Эти слова как нельзя лучше отражают историю покорения Южного полюса земли. И покорил его Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года.
Итак, день в день - ровно столетие назад - последнее белое пятно исчезло с земных карт, размытыми контурами проявившись на блёклых фотографиях и исцарапанных - с облезшей от жутких морозов эмульсией - кинолентах. Великий полярник был также первым человеком, сделавшим на этом таинственном материке на «макушке Земли» ряд метеорологических (температурных и барометрических) наблюдений.
«Безумству храбрых поем мы песню» - напрямую относится к этому бесстрашному человеку, еще с юности готовящего себя к великим открытиям, всю жизнь действующему не благодаря, а вопреки обстоятельствам и умевшего обращать их в свою пользу.
Железная воля и цельность натуры в полной мере была продемонстрирована Амундсеном еще в юности. Он родился 16 июля 1872 г. в семье моряков и судостроителей. Охота к перемене мест была у него в крови. Жизненная цель обрисовалась уже в пятнадцатилетнем возрасте, когда молодой норвежец прочитал книгу Джона Франклина, исследователя канадской Арктики. Поразительно, что больше всего юношу вдохновили трудности экспедиции, неизбежные в таких суровых условиях. И мысли эти он выразил на бумаге: «Удивительно, что именно описания тех лишений... захватывали меня в рассказе сэра Джона больше всего остального. Я тоже хотел страдать за такое возвышенное дело». Это ему удалось в полной мере. Он родился чистой воды первооткрывателем, для которого захотеть, означало сделать, а главную радость и смысл жизни составляла возможность первым ступить на terra incognita.
Вообще-то он готовился к совершенно другому открытию. На 1910 год Амундсен планировал трансполярный дрейф через Арктику, который должен был начаться у берегов Чукотки. Амундсен рассчитывал первым достигнуть Северного полюса, для чего ещё в 1907 году добился поддержки у Фритьофа Нансена. Парламентским актом судно «Фрам» («Вперёд») было предоставлено для экспедиции. Бюджет был весьма скромен, составляя около 250 тыс. крон (для сравнения: у Нансена в 1893 г. было 450 тыс. крон). Планы Амундсена были неожиданно разрушены заявлением Фредерика Кука о покорении Северного полюса в апреле 1908 года. Вскоре о покорении полюса заявил и Роберт Пири. На спонсорскую поддержку больше не приходилось рассчитывать, к тому же быть вторым или третьим не в характере норвежца, и тогда Руаль решается на беспрецедентный шаг -поменять планы на 180 градусов - покорить Южный полюс!
Все приготовления держались в тайне: о планах Амундсена знали только его брат и командир «Фрама». Лишь перед отплытием, Амундсен отправил письма Нансену и королю Норвегии, где объяснял свои мотивы. По легенде, Нансен, получив письмо, вскричал: «Глупец! Я предоставил бы ему все мои расчёты» (Нансен тоже собирался совершить экспедицию в Антарктиду, но болезнь жены вынудила его отказаться от планов).
Итак, вместо севера Амундсен отправился на юг. Команда восприняла такой шаг руководителя с энтузиазмом - ни один человек не сошел с корабля, хотя всем была предоставлена такая возможность. Как когда-то князь Святослав слал своим противникам сообщение: «Иду на вы», Амундсен телеграфирует Роберту Скотту в Австралию: «Фрам на пути к Антарктиде»! Неприятный сюрприз для англичанина, который рассчитывал на победу в жестокой схватке с природой, но не с соперником-человеком.
13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена. Английский полярник послал с визитом вежливости свой корабль «Терра Нова» к норвежцам. На «Фраме» радушно приняли гостей. Соперники вежливо беседовали, улыбались, но одновременно присматривались друг к другу и о своих планах по покорению полюса молчали.
Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 32 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов из снега и льда, углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 года, но крайне низкие температуры препятствовали этому (при -56 С лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).
Хотя в распоряжении Роберта Скотта были мотосани, новинка для того времени, он понимал, что главными составляющими успеха будут опыт, упорство, выносливость и, в какой-то степени, везение. От предложенных ему Амундсеном собак он отказался, и это было роковое решение.
Еще с первой собственной экспедиции Амундсен сформировал свое главное правило: нет неудачных проектов, есть плохая, непродуманная подготовка к ним. План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком.
19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном стартовали на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Весь поход на дистанцию 3000 км в экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м, где воздух крайне разрежен, при температурах ниже -40° С, сильных ветрах и метелях) занял 99 дней.
Экспедиция Роберта Скотта выдвинулась в ноябре 1911 года и достигла Южного полюса 18 января 1912 года. Люди подошли к палатке, оставленной Амундсеном. В отличие от норвежцев англичане были обессилены, сказались роковые ошибки в организации. Так, мотосани сломались, а маньчжурские пони, которых Скотт предпочел собакам, не выдержали холода и физических усилий, их пришлось пристрелить. Тяжелые сани тащили люди.
Обнаружив норвежский флаг и послание первопроходца, Роберт Скотт записывает в своем дневнике: «Норвежцы нас опередили - Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы пути - ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге...».
Возвращение группы, которая тоже состояла из 5 человек, было трагическим. Сначала погиб матрос Эдгар Эванс, упав с ледяного холма он пробыл сутки без сознания и 17 февраля умер. Потом капитан Оутс отморозил обе ноги, он просил товарищей оставить его и идти дальше, но они не могли его бросить. Тогда этот мужественный человек в метель намеренно уполз из палатки, его искали, но не нашли.
Путешественники продолжили свой путь и в 20 км до очередного склада «Одна Тонна», трое оставшихся полярников разбили свой последний лагерь. Они имели запас керосина всего на 1 день, и еды на 3 дня. Однако разразившаяся буря не позволила совершить этот небольшой переход. Последнюю запись в дневнике Скотт сделал 29 марта 1912 года: «Мы знали, что идем на риск. Обстоятельства против нас, и потому у нас нет причин жаловаться. Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!..». Их нашла спасательная партия только 12 ноября. Роберт Скотт явно умер последним, он лежал в не застегнутом спальном мешке и забрал себе дневники обоих товарищей.
Известие об их гибели омрачило триумф Амундсена. Как никто другой знаменитый норвежец знал, насколько важным в путешествии является настрой человека. Не вмешайся он в планы Роберта Скотта, все сложилось бы по-другому. Если бы англичане возвращались победителями, это придало бы им дополнительные силы, которых побежденным как раз не хватило.
После достижения Южного полюса Амундсену было всего 40 лет, его переполняла энергия, манили полярные льды. Если бы был у планеты третий полюс, он сразу же начал бы подготовку к его покорению, но лишнего полюса у Земли не нашлось...
www.meteorf.ru