Борис Кубай рассказал от чего зависит точность современных прогнозов погоды

Борис Викторович, в период Вашего отпуска состоялась встреча Губернатора Приморского края О.Н. Кожемяко с академиками ДВО РАН, чтобы обсудить, "как регион может бороться с тайфунами и циклонами, которые так активно осаждают его территории" и общим решением было принято создать комиссию по тайфунам, контролирующую все вопросы, связанные с непогодой. Вы ознакомились с материалами данной встречи?

– Да, конечно, это была важная встреча. Ее основным лейтмотивом была корректировка стратегии действий всех органов власти: от стратегии ликвидации последствий стихийных бедствий к стратегии системных упреждающих мер по предотвращению человеческих жертв и оптимальному снижению материальных ущербов. Что же касается необходимости создания контролирующей комиссии, то при этом остается открытым вопрос функций краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям…

В ходе встречи участники заявляли, что в нынешнем году на Приморский край вышло не 2-3, как обычно, а целых 10 тайфунов, что раньше тайфуны зарождались гораздо южнее, чуть ли не в южном полушарии, а нынче стали зарождаться гораздо севернее, ближе к нашим широтам и поэтому сохраняли больше энергии... Насколько подобные утверждения могут претендовать на корректность?

– Не совсем. Если говорить с научной точки зрения, то непосредственно на территорию Приморского края прошедшим летом не вышел ни один тайфун. Влияние оказали, но не вышли. Так можно сказать о двух тайфунах, KHANUN и LAN. Они в той или иной степени оказали влияние на погоду Приморья. Первый, пройдя над Корейским полуостровом, прекратил свое существование над территорией восточного Китая, но его остатки объединились с атмосферным фронтом, который прошел над краем с сильными ливнями. Второй тайфун прошел над Японским морем и южной частью Татарского пролива и отправился в Охотское море, задев своим боком восточные районы края. А все остальные наблюдавшиеся аномальные ливни были связаны с регулярным прохождением полярных фронтов, обогащенных влагой тропических воздушных масс, непрерывно нагнетающихся на территорию Дальнего Востока с далекого юга, благодаря установившемуся меридиональному типу циркуляции в тропосфере.

Зарождение же тропических циклонов всегда происходило, происходит и будет происходить в Тихом океане в коридоре между 10-й и 15-й параллелями, но никогда, в силу законов физики, в районе экватора. В силу этих же законов они не могут пересекать экватор в ту или другую сторону. Кстати, тропические циклоны, в Тихом океане в северном полушарии называют тайфунами, а в южном – "вилли-вилли". В Атлантическом океане тропические циклоны называют ураганами.

А что явилось первопричиной перетока с юга на север такого огромного количества тепла?

– Скорее всего, первопричиной служил феномен Эль-Ниньо, который стал "работать" в Тихом океане с весны нынешнего года. От перегретого моря перегретый тропический воздух поднимался вверх, подхватывался атмосферными потоками, переносился далеко на север и распространялся по огромной территории Дальнего Востока, насыщая ее избыточной влагой.

На протяжении всего сезона Примгидромет вел непрерывный мониторинг всех зарождающихся на дальних подступах тайфунов, о каждом из них с заблаговременностью до полумесяца извещал своих пользователей. При этом указывалась и вероятность их выхода или невыхода на территорию нашего края. Официальное предупреждение о возможном резком ухудшении погоды в Приморье благодаря объединению остатков бывшего тайфуна Ханун и атмосферного фронта было направлено службам за 6 суток. Насколько такая заблаговременность соответствует международным стандартам?

– Международные стандарты гораздо мягче. В Европе, например, это 24 часа. В странах Юго-восточной Азии оптимальной считается заблаговременность штормового предупреждения 72 часа. Уровень информированности у нас так же довольно высокий и мы его постоянно поднимаем, кстати, появившийся в нынешнем году наш Телеграмм-бот тому свидетель.

А чего же тогда, с Вашей точки зрения, может не хватать для более точного прогнозирования?

– Не хватает точного прогноза количества осадков в каждом населенном пункте Приморского края. Статистика показывает, что любая, самая совершенная математическая модель, как правило, количество осадков занижает, а в условиях высокой водности рек и переувлажненной почвы этот факт имеет принципиальное значение.

А причины тому известны? Ведь в некоторых странах математические модели, порой, выдают исключительную точность?

– Международное сообщество давно пришло к простому выводу: хочешь иметь точный прогноз погоды в данном населенном пункте или в данной географической точке – открой там гидрометеорологическую станцию, накопи там ряд наблюдений и обучи на нем гидро-термо-динамическую модель с помощью аппарата математической статистики. Тогда данная модель будет учитывать исключительные микроклиматические особенности данной местности и точность прогноза окажется желаемой. Примгидромет, наряду с Гидрометцентром России, обладает полным комплектом математических моделей мирового уровня, технологией автоматического модельного "самообучения" и даже двумя уже обученными на имеющемся количе6стве метеорологических станций математическими моделями (WRF и NEMS).

Но проблема именно в количестве или густоте станций. Например, все мы знаем, что погода, скажем на Второй речке и Эгершельде города Владивостока зачастую бывает абсолютно разной. Чтобы математика это учитывала, компьютер, на каждой минутной итерации расчета, получив прогнозную цифру метеопараметра сравнивает ее с фактически измеренной в данной точке в данную минуту. Не обнаружив на Второй речке метеостанции, он ищет близлежащие (Морвокзал, сопка Буссе и Садгород) и интерполирует цифры между ними. А если метеостанция в данной точке обнаруживается, то никакой интерполяции уже не требуется. Соответственно и точность результата будет другой.

Или еще пример. Допустим, необходим прогноз осадков по Безверхово, Андреевке, Краскино и Хасану в Хасанском районе, где нет метеостанций. Тогда компьютер на каждой итерации ищет близлежащие станции – Барабаш, Посьет и мыс Гамова, осуществляет интерполяцию между ними и в результате будет определена одинаковая для всех этих пунктов неувязка. Иными словами, математическая модель обучится на "средних по больнице" и будет выдавать прогноз с существенным загрублением.

Отсюда вывод из международного опыта: если Приморскому краю необходим точный прогноз неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений по каждому населенному пункту, там необходимо иметь гидрометеорологическую станцию с длиной ряда наблюдений от 5 до 10 и более лет.

Сейчас модно говорить, что спутники умеют все измерять сами и могут заменить любую метеостанцию. Что можно сказать по этому поводу?

– Мы получаем данные с различных метеорологических спутников в круглосуточном режиме буквально через каждые 15 минут, это очень важная для точного диагноза информация, но это всего лишь красивая картинка на данный момент времени. Цифра (например, о количестве выпавших осадков в Краскино за последние 15 минут) так же имеется, но она будет не измеренной, а расчетной и ее тоже необходимо верифицировать на натурных данных метеостанции. И потом никакой спутник не подскажет, сколько осадков выпадет в том же Краскино через неделю.

На встрече c Губернатором говорилось о необходимости "перенять опыт других стран, которые страдают от тайфунов гораздо сильнее". Насколько нам известно, Вам приходилось участвовать в работе международного Комитета по тайфунам, созданного в рамках Всемирной метеорологической организации (ВМО). Расскажите об этом поподробнее.

– Хорошо. Только, ввиду дефицита времени, давайте продолжим наш чуть позже, на неделе.

Спасибо.

Пресс-служба Примгидромета