
Борис Викторович, руководитель Росгидромета Александр Фролов 15 марта на заседании итоговой коллегии ведомства сообщил в своём докладе, что экономический эффект деятельности Службы в 2016 году составил более 35 млрд. рублей, что более, чем в 3,5 раза превышает объём её годового финансирования. А как в этом плане выглядит Примгидромет?
— Примгидромет выглядит неплохо. Экономический эффект его деятельности за 2016 год превысил объём годового финансирования в 5 раз.
Получается, что Примгидромет за год окупил себя 5 раз. Это же замечательно! А почему Вы говорите «неплохо»?
— Экономическая эффективность деятельности гидрометеорологической службы цивилизованной страны может превышать объём своего бюджетного финансирования и десятикратно. Но это зависит далеко не только от самой Службы.
От чего или кого ещё может зависеть экономическая эффективность деятельности гидрометцентра?
— Экономический эффект от использования гидрометеорологической информации зависит от общего состояния экономики страны или региона, от действующих правил поведения субъектов экономики и от конкретных чиновников, вырабатывающих эти правила и контролирующих их соблюдение.
Хорошо бы здесь рассмотреть конкретные примеры.
— Например, во Франции существует стандарт, который устанавливает критерий заблаговременности штормового предупреждения в 24 часа. Считается, что этого времени вполне достаточно, чтобы подготовиться всем службам и встретить стихию с минимальными потерями. При этом каждый чиновник обязан до автоматизма знать, что и как ему необходимо делать в течение этих суток. Всё это он обязан исполнить в кратчайшее время, иначе потом придётся вести спасательные операции, которые наиболее затратны и наименее эффективны.
А теперь давайте посмотрим, как было в Приморье с тайфуном «Лайонрок».
Первое штормовое предупреждение об угрозе тайфуна ушло в адрес чиновников всех рангов не за 24 часа, а за 5 дней. Этого времени было вполне достаточно, чтобы подготовить людей, транспорт и эвакопункты и приступить к эвакуации в организованном порядке до того, как будет всё затоплено. Но этого сделано не было и жители длительное время сидели в сопках под проливным дождем, а спасатели с трудом пробивались к ним. При этом на стадии спасения затраты были уже совсем иные.
Иными словами, в борьбе со стихией экономически целесообразнее не столько спасать, сколько упреждать?
— Да, при этом максимально эффективно использовать всю имеющуюся гидрометеорологическую информацию.
Возьмём другой пример. Все сельхозпроизводители хорошо знают, что Приморский край входит в зону рискованного земледелия и урожайность здесь существенно зависит от погодно-климатических условий. Поэтому для эффективной организации производства необходимо иметь регулярную и объективную агроклиматическую информацию о состоянии растений как по районам, так и по крупным полям, включая и прогнозы урожайности культур.
Анализ такого рода информации подскажет, какие агротехнические мероприятия необходимо на данный момент организовать, чтобы повысить урожайность — будь то подкормка, полив или осушение и т. д.
Когда эта информация не используется, и решения принимаются на глазок, по наитию — все убытки начинают списывать на непогоду. Но, подавая соответствующие документы в Москву для получения денежных компенсаций, неблагоприятные погодные условия необходимо подтвердить в независимой структуре — гидрометслужбе. А поскольку Служба в течение года не проводила на полях никаких наблюдений, выдать предельно конкретизированную справку она не может. В итоге собственник либо вообще не получит никакой компенсации ни из федерального бюджета, ни из страховой компании, либо эта компенсация будет минимальной.
Благодаря прохладному отношению к использованию агрометеорологической информации сельхозпроизводители и бюджет края ежегодно недополучают многие миллионы рублей.
А есть ли примеры негативных последствий социального характера?
– Самый яркий пример — недавние события в Находке.
Для того, чтобы решить проблему с загрязнением окружающей среды угольной пылью и снять социальную напряженность в регионе, нужно объединить усилия всех заинтересованных участников: представителей компаний, занимающихся перевалкой угля, надзорных органов и чиновников.
Одна из основных мер, которую необходимо внедрять для скорейшего разрешения сложившейся ситуации, — система автоматического непрерывного, круглосуточного мониторинга загрязнения воздуха в границах санитарно-защитной зоны. Исключительно важно, чтобы система мониторинга была независимой и объективной.
Выполнение данного пункта потребует существенных затрат, но когда данная система будет внедрена — она станет ресурсом для эффективного принятия технических и технологических решений, включая самостоятельную приостановку процесса перевалки угля из-за неблагоприятных метеорологических условий.
Она покажет, какие средства по борьбе с пылью эффективны, а какие нет, во что надо вкладывать деньги, а куда нецелесообразно. В итоге вложения в мониторинг загрязнения воздуха окупятся за счёт грамотного распределения бюджета компаний, а также денег, сэкономленных за счёт штрафов и простоя производства, которые она позволит избежать.
Таким образом бизнес сможет успешно выполнить обязательства, учитывая собственные интересы, а город не будет доведён до социального кипения.
Из нашего разговора следует, что на сегодня существует проблема с востребованностью гидрометеорологической информации. А неумение или нежелание ею эффективно пользоваться имеет существенные социально-экономические последствия.
– Совершенно верно. И решение данной проблемы является одним из важных резервов для ускорения социально-экономического развития Приморского края.
Спасибо!