Борис Кубай назвал аномальным лето 2019 года на Дальнем Востоке

Руководитель Примгидромета Борис Кубай дал расширенный комментарий по поводу аномального лета на Дальнем Востоке и, в частности, в Приморском крае и рассказал о том, каковы причины резких изменений в погоде в 2019 году.

Лето 2019 года на Дальнем Востоке войдет в историю с грифом «аномальное». Наводнения редкой повторяемости в Иркутской области и на Амуре, недельная продолжительность нормального лета и побитый рекорд по количеству осадков за август во Владивостоке подчеркивают эту аномальность важными деталями.

Вполне естественными будут вопросы о причинах аномалии, а также о том, не станет ли со временем подобная аномалия обыденностью?

Для поиска ответов на эти и другие вопросы нелишним будет вспомнить прошедшую зиму, которая прошла с большим дефицитом осадков на огромной территории от Байкала до Сахалина. В Приморском крае снега за зиму выпало от 20 до 50 % нормы, а в южных районах за весь сезон снежный покров так и не установился.

На поверхности может лежать простое утверждение: аномально большое количество летних осадков было обусловлено аномальным дефицитом зимних. Проверить данное утверждение предстоит на историческом материале, на что, безусловно, потребуется приличное количество времени, но сейчас есть необходимость обратить внимание на существование общих особенностей зимней и летней аномалий.

Главной и важной особенностью зимнего и летнего сезонов 2019 года является то, что планетарная высотная фронтальная зона в тропосфере, опоясывающая Земной шар и разделяющая воздушные массы разного происхождения, занимала значительно более северные позиции, чем обычно, на 10-15 градусов широты. Ось фронтальной зоны на большей территории проходила практически параллельно широтному кругу, а это означает, что длительное время преобладал зональный или широтный тип циркуляции. При таком типе циркуляции у поверхности Земли, под фронтальной зоной, обычно зарождаются слабые малоперспективные для развития циклоны, с низким потенциалом облако-осадкообразования (в зимнее время). Отсюда и дефицит осадков на Дальнем Востоке.

В весенне-летнем сезоне 2019 года планетарная высотная фронтальная зона своего местоположения и ориентации, на редкость, не сменила, и тем самым, перестала быть естественным барьером для устойчивого трансфера воздушных масс через территорию Китая с юга на север, с тропиков и субтропиков. А тропическая и субтропическая воздушная масса отличаются от воздушной массы умеренных широт не только высокой температурой, но и высокой концентрацией водяного пара.

Пока высотная фронтальная зона ориентировалась севернее Байкала, там происходило накопление тропического воздуха, было аномально жарко и душно. Но стоило фронтальной зоне опуститься на несколько градусов широты южнее и слегка «заволнить», образовался обычный циклон, который провоцировал столкновение воздушных масс разного происхождения, порождал «взрывную» конвекцию с соответствующими ливнями.

Частота и продолжительность ливней на данной территории зависела от устойчивой ориентации фронтальной зоны относительно этой территории и соотношения между собой индексов зональности и меридиональности. Увеличение индекса меридиональности приводит к увеличению частоты зарождения и продолжительности жизни циклонов и связанных с ними атмосферных фронтов.

Процесс переноса и накопления тропических воздушных масс в бассейне Амура и Приморском крае, переориентация фронтальной зоны на соответствующую территорию осуществляется по аналогии и завершается интенсивными ливнями.

Прекращение ливней в Иркутской области произошло после того, как фронтальная зона устойчиво опустилась южнее Байкала. Но при этом от бассейна Амура она еще не ушла, и тем самым продолжают существовать условия для трансфера в его направлении тропических воздушных масс.

Возникает следующий вопрос: не сдвинется ли высотная фронтальная зона на север навсегда и не станут ли зима и лето 2019 года нормой? Ответа на него пока не существует и появится он только в результате глубоких исследований большой наукой.

Что же является причиной такого поведения высотной фронтальной зоны? Глобальное изменение климата, главными причинами которого ученые мира называют и изменение солнечной активности, и сдвиг полюсов, и изменение температурного режима мирового океана.

Над выяснением того, какая из этих причин истинная, а какая ложная, многие ученые будут ломать головы еще не один десяток лет. Но факт остается фактом — климат меняется в направлении увеличения количества и интенсивности чрезвычайно опасных явлений погоды.

Этот факт уже важно признать человеку и направить свою жизнедеятельность на максимальную адаптацию к изменяющимся внешним условиям.

Пресс-служба Примгидромета