Борис Кубай: Катастрофа в Краснодарском крае — горе для многих семей

В ночь 7 июля, с пятницы на субботу в Краснодарском крае произошло самое тяжелое и разрушительное, по словам краевой администрации, стихийное бедствие - ливневый дождь и наводнение. Глава Примгидромета, Борис Викторович Кубай, выразил свои соболезнования пострадавшим и их семьям, рассказал о том, почему не стоит верить всем сенсационным заголовкам, и дал предварительное объяснение причинам катастрофы.

 - Вначале я хочу сказать, что такое катастрофическое наводнение - это беда, горе для многих семей. И я, и мои коллеги искренне соболезнуем всем, кто пострадал, и конечно же, мы сочувствуем своим коллегам, которым сейчас тоже приходится несладко.

- Как бы Вы могли объяснить причины, по которым за сутки на регион выпало несколько месячных норм осадков?

- Времени прошло совсем немного, и я планировал связаться с нашими коллегами чуть позже, когда все уляжется, когда полностью разберутся в обстановке, и тогда уже выяснить все детали: и сколько точно осадков выпало, и почему это произошло. Я слышал разную информацию: и про две месячные нормы, и про три нормы, и про пять. Конечно, во Владивостоке нет детализированной информации с каждого поста, поэтому гадать, что именно происходило, не стоит. Одно можно сказать точно - дожди были обильные, и шли они в горной местности, а в горной местности реки всегда очень быстро взбухают и в разы поднимается уровень воды. При больших перепадах высот идет волна, высокая волна воды, которая и становится причиной наводнения.

- Борис Викторович, как бы Вы прокомментировали некоторые заголовки, мелькающие на различных сайтах, о грядущих катаклизмах в нашем крае?

- «На Приморье обрушатся дожди» или «Спасатели экстренно предупреждают о наводнении в Приморье»... Действительно, читаешь такие заголовки, и оторопь берет, не будет ли в нашем крае Краснодара? Но тот, кто читает мелкий шрифт, может понять, что ожидаются обычные дожди. Там же, где они будут сильными, с количеством осадков от 15 до 40 мм возможные подъемы уровня воды катастрофических наводнений не вызовут. Но поскольку полные тексты читают далеко не все, страшилки-заголовки живут отдельной жизнью, обрастая слухами и кривотолками.

- Возможно, это и хорошо, люди проявят бдительность и будут во всеоружии, если действительно начнутся наводнения.

- Бдительность - это не совсем ненужная штука, но она имеет свойство притупляться. Причем притупляться она может не только от убаюкивающей информации, но и от такой - кричащей. Когда пастухам все время кричат: «Волки, волки!», а на самом деле их нет, пастухи не поверят этим крикам и тогда, когда волки действительно появятся. В погоне за сенсацией рождаются заголовки, способные вызвать панику и дезориентацию. Чего, например, стоили заголовки, касающиеся «проблемы «Фукусимы» в Приморье, сеющие панику в нашем крае!

- И все-таки, как именно озаглавить ту или иную публикацию, решает само средство массовой информации. У него есть такое право...

- Безусловно, право есть. Но рядом с правом всегда должна присутствовать и ответственность за возможные последствия. Если десять раз повторить сенсационное слово «катастрофа», а ее не будет, на одиннадцатый раз, когда его и вправду нужно будет произнести, адресат просто не поверит. А это уже грозит тем, что читатели отвернутся от ресурса и в результате не узнают о надвигающемся бедствии.

- Спасибо!