Антарктические новости со станции Восток

5 февраля завершились полеты самолета БТ-67 «Баслер» на станцию Восток по программе 58 сезонной Российской антарктической экспедиции. С 3 по 5 февраля было выполнено три полета по трассе станция Прогресс-Восток-Прогресс на расстояние 1350 км в одну сторону. С помощью этих рейсов на станцию Восток было доставлено более 5 тонн продовольствия и оборудования, боящегося мороза, а обратными рейсами на побережье залива Прюдс часть специалистов 57 зимовочной РАЭ, сотрудники 58 сезонной РАЭ, научное оборудование и образцы ледяного керна из глубокой ледяной скважины. Заключительным рейсом станцию Восток покинули участники гляцио-бурового отряда во главе с заведующим кафедрой бурения скважин Национального минерально-сырьевого университета «Горный», профессором Николаем Васильевым и заведующим лаборатории изменчивости климата и окружающей среды ГНЦ «Арктический и антарктический НИИ» Владимиром Липенковым.

Бурение в скважине 5Г было остановлено на отметке глубины 3543,56 м по длине ледяного керна. В нижних горизонтах извлеченного на поверхность ледяного керна визуально были обнаружены минеральные включения. Между отметками глубин 3406 и 3460 м ледяной керн содержал «свежезамороженную» воду, поднявшуюся вверх по стволу скважины после проникновения в него бурового снаряда в водный слой подледникового озера Восток. Как известно, это событие произошло ровно год назад 5 февраля 2012 г. на глубине 3769,3 м. После отметки 3460 м в этом году прошлогодний и новый ствол скважины разошлись, и бурение продолжалось в теле ледника, а не в «свежезамороженном» льду. Таким образом, до границы «лед-вода» осталось около 226 м. Учитывая величину разовой буровой проходки 2,2-2,5 м за рейс, в грядущий летний антарктический сезон 2013-14 гг. оставшаяся толщина ледника вполне проходима. Буровые операции на станции Восток будут возобновлены в начале декабря 2013 г., когда туда снова прилетит самолет БТ-67 «Баслер».

Сейчас на станции Восток осталось 13 российских полярников во главе с начальником Павлом Тетеревым. Он опытный полярник, уже не раз работал в летних сезонах и зимовал на станции Восток, однако, в качестве руководителя станции находится в Антарктиде впервые. Свою административную должность с профессией инженера-буровика Павел вместе со своим коллегой Дмитрием Гришиным будет совмещать с работой по мониторингу состояния глубокой ледяной скважины и технически обслуживать буровое оборудование. Кроме них на Востоке зимой будут работать метеоролог Дмитрий Дрозд, магнитолог Анатолий Новак, геофизик Андрей Мельников, врачи Иван Ужакин и Андрей Паутов, механики Юрий Бояркин, Вячеслав Денисов, Алексей Климов, Алексей Василенко, повар Дмитрий Ли, и радиоспециалист - инженер по информатике Святослав Морозов.

Жизнь и работа зимой на полюсе холода планеты трудна и опасна. Именно здесь 21 июля 1983 г. был зафиксирован абсолютный минимум температуры воздуха на нашей планете - минус 89,2⁰С. В связи с большой высотой расположения станции над уровнем моря (3488 м) здесь существует крайне низкое содержание кислорода в атмосфере, что также оказывает неблагоприятное влияние на организм человека. Но наибольшую опасность таят в себе не климатические условия, а полная изолированность коллектива станции от внешнего мира. Дело в том, что с марта по ноябрь на Восток не сможет прибыть ни одно наземное или воздушное транспортное средство. Мировая наука и промышленность еще не создала транспортных средств, эксплуатация которых была бы возможна при температуре ниже, чем минус 55⁰С. Гидравлика шасси самолета и топливная аппаратура двигателей не приспособлена для работы при таких низких температурах. Когда 12 апреля 1982 г. в дизель-электростанции Востока случился пожар, среди некоторых наших отечественных полярников был рожден миф, что правительство СССР не хотело обращаться в Вашингтон за авиационной помощью, полагая, что американские самолеты «Геркулес» были способны прилететь на Восток и вывести погорельцев. Однако, на самом деле американские самолеты из-за наступления низких температур воздуха прекращают все полеты на Южный полюс уже 15 февраля, а к 25 февраля, вообще покидают Антарктиду. Так что полярникам Востока придется рассчитывать только на свои собственные силы. Вся помощь с Большой Земли может быть ограниченна только устными или письменными консультациями через современные средства связи. Даже в космос - на околоземную орбиту можно организовать спасательную экспедицию, а на Восток - нельзя. Так что, зимовка на Востоке для Святослава Морозова - члена отряда космонавтов, который дебютирует в составе 58 РАЭ, станет прекрасной проверкой его профессиональных навыков и психологической готовности к будущим полетам в космос.

Как обычно, почти весь коллектив станции, остающийся на зимовку, пришел на взлетно-посадочную полосу проводить своих коллег, улетающих домой. Радостные настроения одних в этот момент совместились с некоторой грустью или показной бравадой остающихся. После взлета самолет традиционно сделает круг над 13-ю российскими парнями и помашет им крыльями пред тем, как взять курс на север - к побережью Антарктиды, где его уже ожидает научно-экспедиционное судно «Академик Федоров». На десять месяцев наши ребята останутся наедине с белой снежной пустыней, а их коллеги сходят в судовую баню, как следует отоспятся и сядут за написание отчетов. 21 февраля судно планирует прибыть в Кейптаун, после чего «восточники» вместе с их коллегами - зимовщиками станций Мирный и Прогресс улетят домой на рейсовых самолетах.

Пожелаем же всем восточникам удачи, успехов, дружбы и здоровья.

Росгидромет