А.Фролов рассказал о новых методах и технологиях в области прогноза погоды и климата

Руководитель Росгидромета Александр Фролов ответил на вопросы в ходе Интернет-конференции. Основной темой мероприятия стали новые методы и технологии в области прогноза погоды и климата. Росгидромет ведет мониторинг загрязнения окружающей среды, занимается государственным надзором за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Основная функция службы - обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил РФ, отраслей экономики и населения страны информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией.

 - Александр Васильевич, насколько точны прогнозы метеорологов? Извечный вопрос: можно ли, собираясь на отдых, выбирать одежду по прогнозу из Интернета на 7 дней?

Фролов А.В.: По поводу прогноза погоды в Интернете. Их выпускают роботы-синоптики (компьютерные программы), человек в этой процедуре не участвует. В действительности, самые точные прогнозы получаются, когда в их подготовке участвует человек, который анализирует гораздо больший объем информации и принимает окончательное решение. Прогнозы, размещаемые на сайтах общего пользования в Интернете, примерно до 3-5 дней достаточно надежные, особенно по температуре. Причем самые точные прогнозы по территории своих стран выпускают национальные метеорологические службы, например, в России это Росгидромет, во Франции - Метеофранс и т.д. Наиболее точный прогноз погоды можно найти  на сайтах этих метеорологических служб.

- Сайт Росгидромета предлагает достоверный прогноз погоды?

Фролов А.В.: Да, по территории Российской Федерации прогноз самый достоверный.

- Как Вы можете охарактеризовать уровень развития отечественной метеорологической системы по сравнению с имеющимися системами других стран?

Фролов А.В.: В 90-е годы наземная сеть была разрушена на треть, а спутниковая метеорологическая компонента - полностью. Сейчас у нас создана и успешно осуществляется очень мощная программа по модернизации метеорологических станций. 17 сентября 2009 года запущен высокотехнологический полярно-орбитальный спутник«Метеор-3» № 1 нового поколения. Он имеет оборудование аналогичное, а по некоторым показателям превосходящее американские спутники. Сейчас этот спутник дает нам глобальную картину, в том числе по облачности. Особенно это было полезно нынешним летом, когда с его помощью специалисты находили очаги лесных и торфяных пожаров. На борту находится много геофизических приборов. Запущено два малых спутника «Серх». В начале этого года запущен новый геостационарный спутник под названием «Электро». Геостационарный спутник «Электро» имеет линейку приборов, соответствующих лучшим мировым стандартам. До 2020 года должны быть запущены в общей сложности 13 космических аппаратов, наблюдающих за погодой и климатом. От Правительства РФ мы сейчас добиваемся принятия решения по поводу финансирования очень интересного комплексного проекта «Арктика». В результате Россия получит совершенно уникальную систему космического наблюдения своей территории и всего Земного шара.

- Александр Васильевич, почему в России отсутствует практика использования допплер-радаров? В США радарами погоды покрыта практически вся обитаемая территория. Анимированная картинка с этих радаров присутствует не только в выпусках "местной" погоды, но и появляется на экранах телевизоров во время ураганов и штормов. Полагаю, что Москва может себе позволить развитие такой системы "для народа", если даже мелкие телестанции в американской глубинке могут купить подобное оборудование.

Фролов А.В.: Допплер-радар в дополнение к обычным метеорологическим радарам дает измерение скорости ветра. Это чрезвычайно важно для обнаружения зон турбулентности, например связанных со смерчами. Допплер-радары необходимы для того, чтобы предсказывать грозы, шквалы, снегопады. Правительство РФ поставило условие, что радары должны быть отечественного производства. Один не отечественный у нас есть, стоит в Пулково. Он был приобретен на 300-летие Санкт-Петербурга и эффективно используется для обеспечения полетов гражданской авиации. Нашей промышленностью уже изготовлен опытный экземпляр допплер-радара. Планируется в ближайшие 5 лет установить 150 допплеровских радаров в России. Данные будет размещаться в Интернете, поскольку они интересны широкой аудитории.

- Александр Васильевич, в каких условиях работают сегодня метеорологи? Есть ли у Вас проблемы с финансированием? Какова средняя заработная плата на этой должности сегодня?

Фролов А.В.: Финансовые проблемы есть всегда. Заработная плата в бюджетной сфере второй год не индексируется. На сети, где работают наблюдатели, синоптики, зарплата очень мала, в среднем составляет 12000-14000 рублей. В институтах средняя зарплата 24000-25000 рублей. Вопрос очень острый. Мы зависим от общих решений Правительства РФ, поскольку невозможно содержать самостоятельно такую махину, как Росгидромет, за счет договорных средств. Я считаю, что нельзя продавать населению погоду, а специализированное гидрометеорологическое обслуживание коммерческих структур, будь то авиация или морской транспорт, не может обеспечить всех наших потребностей, учитывая, что имеющиеся у Росгидромета более 7 тысяч наблюдательных пунктов требуют больших затрат на свое содержание.

- Расскажите, пожалуйста, о приоритетных задачах в научных исследованиях погоды и климата, решение которых необходимо для реализации положений Климатической доктрины России?

Фролов А.В.: Я уже сказал, что главный вызов - это долгосрочные прогнозы погоды. Например, чрезвычайно важно, чтобы мы могли давать более точные прогнозы на отопительный период для того, чтобы энергетики могли подготовиться к зиме, правильно распределить энергетические ресурсы. Также необходимо давать правильный прогноз на вегетационный период, например, заранее сообщить, будет засуха или нет. Если будет засуха, то можно посеять кукурузу, а не картофель, который страдает от засухи. Для этого необходимо заниматься развитием фундаментальной науки и, в частности, теории поведения сложных динамической системы. В данном направлении ученые Росгидромета работают совместно с учеными Российской академии наук и зарубежными коллегами. Необходимо развивать совместные физико-математические модели атмосферы и океана, системы усвоения данных наблюдений. Кроме того, надо научиться переводить долгосрочные прогнозы на язык, доступный конечному потребителю: на язык ожидаемой урожайности, энергопотребления, водных ресурсов, ожидаемого избытка или дефицита питьевой воды в конкретном регионе. Важной проблемой для нас является Арктика. По поручению Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева подготовлен комплексный план исследования погоды и климата. Ученые Росгидромета, Российской академии наук, Академий сельскохозяйственных, медицинских наук, многих министерств и ведомств будут руководствоваться этим планом для того, чтобы совместно его продвигать и не дублировать исследования, а наоборот кооперироваться друг с другом.

- Некоторые ученые утверждают, что в ближайшие годы температура начнет расти еще быстрее, чем сейчас. Согласны ли Вы с таким прогнозом? Как это может отразиться на облике всей планеты, и на нашей страны, в частности?

Фролов А.В.: Мы уже договорились, что климатическая система чрезвычайно сложна, существует, по крайней мере, 20 факторов, которые могут изменять приземную температуру как в одну сторону, так и в другую. Наиболее распространенная точка зрения выдвинута межправительственной группой экспертов по изменению климата ООН (МГЭИК). Эта группа утверждает, что с вероятностью 90% в ближайшее столетие температура будет меняться в сторону потепления из-за антропогенного фактора. Я разделяю эту точку зрения в той части, что мы зафиксировали потепление климата, которое, скорее всего, будет в ближайшие десятилетия продолжаться. Однако нельзя однозначно сделать заключение о его причинах. Доказательства МГЭИК основаны на невозможности воспроизведения с помощью физико-математических моделей современного климата, если учтены выбросы углекислого газа, которые производит промышленность. Но, в оценке баланса углекислого газа в атмосфере существует много неопределенностей, прежде всего связанных с потерями углекислого газа в океане, болотах и биосистемах. Я придерживаюсь точки зрения, что потепление - это наиболее вероятный сценарий. Вместе с тем мы не должны сбрасывать со счетов и другие сценарии, в том числе и похолодание, каким бы маловероятным оно не казалось. Сценарий потепления, который сейчас реализуется, значительно более благоприятен для нас, чем сценарий похолодания, потому что Россия и так очень холодная страна.

- Как, на Ваш взгляд, приостановить воздействие человека на климат?

- Фролов А.В.: Здесь есть общепринятые механизмы, например, Киотский протокол. Я не склонен думать, что надо принимать срочные меры, жестко сокращать выбросы, только ради их сокращения. Во всем мире и у нас сейчас реализуется политика по повышению энергоэффективности хозяйства, просто-напросто даже бережливости. Необходимо сократить потери тепла, которые на сегодняшний день огромны, повысить энергоэффективность промышленного производства, сократить расходы топлива. Я считаю, что нельзя воздействовать на природу, за исключением особенных случаев, например, высаживания деревьев. Увеличение площади лесов - это лучший способ воздействия на климат, потому что деревья являются поглотителем углекислого газа, который является источником жизни для них. Леса создают благоприятную среду обитания, предотвращают резкий сток воды во время паводкового сезона, способствуют задержке влаги в почве и предотвращают засухи. Россия - страна, которая производит огромное количество энергоресурсов. Бюджет на 60% формируется за счет продажи углеводородов. Для России абсолютно неприемлем сценарий, когда мир откажется от потребления углеводородов, но к этому надо готовиться. Альтернативная энергетика пока не является самодостаточной и конкурентной с углеводородами, но на этом строится новая экономика западного мира. В отличие от многих стран Россия полностью выполнила обязательства, которые взяла по Киотскому протоколу. Россия является климатическим донором для всего мира. С 1990 года, периода отчета киотских обязательств, более 50% всех сокращений приходится именно на нашу страну. В результате накоплен значительный запас так называемых углеродных единиц, от продажи которых можно получить значительные средства на модернизацию экономики. Сбербанк России уполномочен Правительством РФ осуществлять такие проекты. Уже успешно проведены конкурсы по продаже 30 млн. тонн углерода. Объявлен второй конкурс на 30 млн. тонн. При средней цене за одну тонну примерно 10 евро, только эти  проекты могут принести российской казне до 600 млн. евро. Надо извлекать выгоду от нашего конкурентного преимущества, достигнутого в результате сокращения выбросов парниковых газов.

 

Источник - официальный сайт Росгидромета (www.meteorf.ru)